Простились с Чедвиком Боузманом.
«Друг НБА»
Сегодняшние матчи НБА начались с минуты молчания: игроки вспоминали тренера Люка Олсона, форварда Клиффа Робинсона и актера Чедвика Боузмана.
Отклик на смерть Боузмана от рака в соцсетях баскетболистов по масштабу был не сопоставим с памятью о людях, которые вроде бы имели к НБА непосредственное отношение. Последние годы он стал настоящим другом всей лиги: участвовал в игре знаменитостей на Матче всех звезд, судил конкурс по броскам сверху, засветился еще в нескольких публичных мероприятиях лиги. Но, главное, именно в НБА любовь к нему со стороны афроамериканского общества была видна в концентрированном виде. После роли в «Черной пантере» Боузман и сам получил в лиге статус героя и примера для подражания.
Вот что написал в прощальной колонке сегодня Карим Абдул-Джаббар.
«Боузман был (и остается) столь же мощным памятником, как и Мемориал Линкольну, визуальным воплощением всех тех черт, к которым стремятся афроамериканцы, ведь его имя символизирует образ чернокожего, наделенного прямотой и смелостью. Образ человека, который посвятил себе борьбе за справедливость и не может поступиться принципами.
Он решил сохранить свою болезнь в секрете. Мне кажется, это было сделано для того, чтобы продолжать работать и показывать ту же силу, которой отличаются его герои. Оглядываясь назад, кажется, что его решение не рассказывать о проблемах со здоровьем еще значительнее, так как оно только усилило впечатление от его персонажей, которые мотивируют нас своим героизмом. Естественно, это заставляет им восхищаться еще больше.
Смерть человека столь молодого всегда является ударом, так как напоминает о том, что все мы внезапно смертны. Но здесь все еще хуже, потому что Боузман постоянно играл персонажей, которые заставляли черное сообщество гордиться собой и надеяться на лучшее. Мы выходили из кинотеатров с прямой спиной и широкими улыбками. Мы смотрели друг на друга и чувствовали, что являемся частью чего-то большего, чего-то, что началось многие поколения за нас на совсем другом континенте. Мы видели всю историю бедствий и побед нашего народа в ярких глазах непобедимого человека».
Боузман стал родным для НБА.
Он вырос в Южной Каролине и в школе сам собирался посвятить себя баскетболу. Но после убийства партнера по команде выразил боль в создании своего первого сценария «Перекрестки» и переключился на творческую деятельность. «В тот момент у меня возникло ощущение, что меня зовет что-то другое… Неожиданно баскетбол оказался не столь важным.
Он часто появлялся на матчах НБА.
Часто принимал участие в мероприятиях лиги.
Навсегда вошел в историю НБА, когда ассистировал Виктору Оладипо на конкурсе по броскам сверху.
В подкасте у Билла Симмонса Боузман признавался, что скоро планирует снять фильм и о баскетболе.
А на технологическом саммите, приуроченному к Матчу всех звезд, объяснял особенную любовь к баскетболу.
«Больше всего в НБА мне нравится то, что игроки не надевают шлемы. Вы можете видеть их лица. Они показывают вам себя. И поэтому они могут открыто говорить о своих общественно-политических взглядах, делится своим опытом. Это позволяет вам чувствовать себя к ним ближе – ведь они раскрывают свою человечность».
И еще совсем недавно делился воспоминаниями о знакомства с Кобе Брайантом.
«Мы договорились, что мы сделаем что-то вместе. Он посмотрел на меня, как будто медитировал. Посмотрел и сказал: «Сделаем через два года». Как будто он проанализировал все и определил: «Мне нужно два года». После этого я сказал своей невесте: «Он именно тот, кем его все считают».
Сегодня уже игроки НБА вспоминали Боузмана и пытались описать утрату в твитах, памятных жестах и словах.
«Черная пантера» – главный фильм для современной НБА
«Черная пантера» – кино, которое многие считают исторически значимым. Фильм с черными актерами, который принес больше миллиарда долларов и получил номинацию на Оскар за «Лучшую картину». Сам Боузман на вручении говорил об особенной миссии ленты, которая должна была показать, что продукт с участием чернокожих может давать финансовую отдачу, а потому и сами актеры выходят из рамок героев второго плана и второго сорта.
Но задолго до всего этого фильм уже стал культовым в НБА.
Джавэйл Макги сводил 150 ребятишек на просмотр в Окленде. Харрисон Барнс сделал то же самое для детей в Далласе. Раджон Рондо арендовал кинотеатр в Луивилле, чтобы кино могли посмотреть 300 детей. Игра самих баскетболистов в «Черную пантеру» не ограничивалась кучей костюмов на Хэллоуин: приветствие «Ваканда» стало частью предматчевого ритуала «Кливленда», Виктор Оладипо надел маску «Черной пантеры» для данка, Дэмиан Лиллард посвятил именную модель «Черной пантере», Уэнделл Картер пришел на драфт в костюме с соответствующими мотивами, а сами игроки пересматривали и пересматривали кино вновь и вновь.
Вот как ажиотаж внутри лиги описывал Патрик Паттерсон.
«Я никогда не видел то, что произошло в первые 24 часа после выхода «Черной пантеры».
Это была пятница Уикенда всех звезд – я в тот день поехал отдохнуть в Мексику. Я, конечно, расстроился из-за того, что не смогу посмотреть фильм сразу же – но не так, чтобы думать, что это будет «проблемой». Но к четвергу уже пошло обсуждение предпремьерных показов в соцсетях… и вы понимали: так ВОТ ЧТО грядет…
К пятнице уже был дурдом. В каждом сообщении парни из лиги мне писали: «Пэт, Пэт, ты уже посмотрел?» Я им говорил, что я в Мексике, так что нужно подождать… а они продолжали меня доставать: «Посмотри его в Мексике, братан», «Не, он будет на испанском… И я ничего не пойму». «Нет, ты обязан его посмотреть сейчас, братан». Люди как будто не могли потерпеть несколько дней – вот как повлиял на всех этот фильм…
Когда я вернулся, уже все в команде посмотрели кино. Просто все до единого. А с момента выхода прошло всего пять дней.
Безумие.
И, естественно, они все меня достают… Рассказывают, до чего же он крутой, обсуждают его между собой… Я пытаюсь понять весь этот ажиотаж… И при этом избежать спойлеров… Блин, это просто сумасшествие было.
Последний удар случился в нашей раздевалке после тренировки. Мы поехали на игру в Сакраменто. Я стою в раздевалке, и тут ко мне подходит Мело. Мело – большой фанат кино, очень хорошо разбирается.
Он мне говорит: «Пэт, посмотрел «Черную пантеру?»
«Не, я был в Мексике, еще нет. Ты что думаешь?»
И он смотрит на меня так. И совершенно серьезно, без всяких шуток говорит: «Чувак, это мой самый любимый фильм всех времен.
…
В этом фильме идеально все.
Нужно начать со сценария. Все эти маленькие детали. Как, например, в начале, где мальчик на площадке в Окленде кричит: «Тим Хардуэй!», когда проходит кроссовером друга, до конца, где мы видим идеальный закат…
И все остальное очень мощно выглядит. И костюм из вибраниума. И невероятные гонки. И поединок один на один. Даже шутки, чего я уж никак не ждал».
«Черная пантера» показал рекордные цифры среди чернокожей аудитории. В первые два уикенда среди зрителей 37% были черными, это при том, что обычно они традиционно не жалуют фильмы о супергероях.
Леброн Джеймс тоже назвал «Черную пантеру» одним из своих любимых фильмов. И объяснил феномен: наконец-то, чернокожие нашли героя, с которым могли себя ассоциировать.
«В детстве я не думал, что увижу темнокожего супергероя. Мне нравились Бэтмен, Супермен, Человек паук, Железный человек, но я понимал, что никогда не смогу стать кем-либо из них. Они белые американцы. Или просто белые. Так что я больше смотрел на спортсменов, рэперов, людей с района, потому что они были одного цвета кожи со мной. Когда я увидел, как силен Черная пантера и как сильно его племя, то понял, что мы можем быть не только президентами США, но и супергероями».
Но еще важнее общая концепция – то, что называют афрофутуризмом – идея страны, где живут чернокожие, но при этом страны передовой в техническом смысле. Собственно, Ваканда – это в каком-то смысле и есть НБА, самая передовая лига мира.
Почему НБА идет на жертвы ради борьбы против полицейского беспредела? Объясняем историю больного вопроса
Вот что говорит об этом Патрик Паттерсон.
«Ваканда – это удивительное место, мифическая страна в Африке, где живет «Черная пантера». Это альтернативная реальность, где черные люди – освобожденные от кандалов и всей рабской истории – процветают. Идея Ваканды – это нечто, что значит так много для стольких людей… Мне кажется, что Кулгер и его команда здесь превзошли все ожидания: его Ваканда – это прекрасный город, полный жизни и ярких красок… и при этом это нечто больше. Это сложно объяснить, но кажется, будто Ваканда – это еще один герой фильма, совершенно самостоятельный. Как будто Ваканда – это такое состояние души, когда кажется, что возможно все…
В этом и смысл кино. Кино – это такое место, где ты можешь освободиться от своей истории и стать тем, кем тебе хочется. И очень долго у черных мальчиков не было такой возможности. Слишком долго черные мальчики и черные девочки ходили в кино и могли лишь смотреть на то, как другие исполняют свои мечты.
Наконец, все это меняется».
НБА опять возвращается. Не только из-за страха потерять деньги: протест услышали в Белом доме, а единственный проигравший – Леброн
***
«Черная пантера» быстро стала укоренившейся частью фольклора НБА.
Грегг Попович – пожилой белый мужчина, которого сложно заподозрить в любви к комиксам и снятых на их основе фильмам – не нашел ничего лучше, кроме как отдать должное Леброну Джеймсу путем сравнения его с «Черной пантерой»: «Этот парень просто удивительный. Сколько миллионов долларов, десятков миллионов долларов он пожертвовал. Десятки миллионов детей вдохновляются им. Это похоже на фильм «Черная пантера». Как круто то, что дети могут смотреть на супергероя на площадке? Леброн был таким супергероем очень долго».
«Черная пантера» и дух эпохи
Понятно, что еще сильнее влияние «Черной пантеры» из-за политического момента. Мифическая Ваканда воплощает ровно все те ценности, которые так не нравятся текущей администрации Белого дома. И потому из комикса, из черно-белой героической реальности вырастает в нечто большее. Именно это большее и стоит за успехом картины – как и критиков, так и у зрителей в Америке.
Что четко улавливает Леброн Джеймс.
«Это один из самых крутых фильмов, которые я когда-либо видел. По множеству причин. Например, очень важно время. Фильм появился идеально, учитывая тот момент в истории, который мы проживаем.
«Черная пантера» – это аналог появления Берда и Мэджика в НБА. Лиге они нужны были именно в тот момент. Это похоже на то, как в лиге появился Джордан. Это похоже на момент, когда кто-то догадался, что можно сделать бутерброд с арахисовой пастой и мармеладом. «Черная пантера» важна из-за того, что наше общество переживает эпоху движения «Черные жизни тоже имеют значение», когда мы рассуждаем о равенстве и подобных вещах, а тут мы видим общество Ваканды, которое защищает себя от остальных, так как считает, что именно так оно может выжить. Как в концовке они говорят: «Чтобы наш народ выжил, мы должны действовать едино».
В колонке, посвященной выходу фильма, Карим Абдул-Джаббар еще более прямо говорит о том, как соотносятся реальность Трампа и супергероическая реальность Ваканды.
«Продюсеры начали специально обращаться к черной теме в 70-е. Это был расцвет подобного кино, самым ярким примером которого стал «Детектив Шафт». Это были дешевые боевики, в которых всегда присутствовал стильно одетый чернокожий протагонист с грубоватыми замашками и склонностью к мордобитию. Его гонор и сила его кулаков были направлены против богатеньких белых и черных охламонов, наживающихся на бедах чернокожих. Это была очевидная метафора – нужно противостоять систематическому угнетению чернокожих. И сейчас мы видим, что фильмы такого рода переживают ренессанс…
Фон для таких картин вполне понятен. Администрация Трампа на протяжении нескольких лет разжигает пламя нетерпимости и женоненавистничества и создает моду на расизм и сексизм. Личный юрист Трампа Майкл Коэн рассказывал, что Трамп регулярно делал расистские заявления, в том числе: «Чернокожие слишком глупы, чтобы голосовать за меня» и «Назовите мне страну, управляемую черным, которая не была бы помойной ямой». В Айове недавно переизбрали в Конгресс Стивена Кинга, который открыто позволял себе расистские выпады. В Миссисипи сенатор Синди Хайд-Смит шутил о линчевании и при этом прославлял историю конфедеративного государства. Это все создает впечатление, что правительство не только не поддерживает цветных, но и дает зеленый свет белым, которые проявляют нетерпимость».
В противовес всему этому особенность «Черной пантеры» – это примиряющий пафос, характерный, в общем-то, и для НБА. Автор рецензии для Canadian Dimension отмечает, что «в самой сути фильм предлагает консервативное понимание освобождения черных и упрямо ратует за политику респектабельности, а не за революцию, что и позволяет белым парням вроде меня чувствовать себя невероятно комфортно при просмотре».
Очевидно, что НБА пытается воплотить вот такую концепцию Ваканды в жизнь.
Леброн хотел отменить сезон НБА. Он играет в баскетбол или уже в политику?
Фото: Gettyimages.ru/Kevork Djansezian
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)