…Что было в предыдущих сериях — смотрим здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.
Голосом из «Нашей Раши»: «А это Саранск – столица фигурного катания России… Только в России фигуристы настолько суровы, что едут на ежегодные разборки в столицу Мордовии»
Ну а если без шуток, то ввиду спорториентированной политики Республики Мордовия тех лет, соревнования по фигурному катанию общенационального уровня неоднократно проводились там за последнее десятилетие. И вот уже второй год подряд Ледовая арена в Саранске была в распоряжении Федерации по фигурному катанию на коньках.
Жизнь в этом спорте начинала потихоньку налаживаться, и не только в женском одиночном, хотя до эпохи благоденствия ещё было очень далеко.
В сезоне 2011-2012 надежды Сочи чемпионка мира среди юниоров Аделина Сотникова и вице-чемпионка мира среди юниоров Елизавета Туктамышева получили право дебютировать во взрослом Гран-При. Это дозволялось правилами ИСУ, действовавшими в том олимпийском цикле.
Лиза начала сезон с блестящей победы на Japan Open, где обошла таких опытных фигуристок, как Джоанни Рошетт, Акико Судзуки, Алёна Леонова, Алисса Чизни и Мики Андо. Не было ей равных и на Skate Canada, и этапе Гран-при во Франции. Таким образом, Елизавета уверенно вышла в Финал серии.
Что касается Аделины, то она выступила несколько ниже ожидаемого и на обоих этапах Гран-При стала бронзовой призёркой, став только запасной на Финал.
Наши взрослые девушки Алёна Леонова и Ксения Макарова выступили в первой половине сезона по-разному. Алёна Леонова в межсезонье сменила тренера и стала тренироваться под руководством Николая Морозова, приехавшим в Россию поучаствовать в подготовке сборной к Олимпиаде в Сочи (на что были выделены немалые средства). Алёне удалось пройти в Финал Гран-При со 2-м и 3-м местом на своих этапах. Ксения же, которая адаптировалась к новой жизни в Санкт-Петербурге, выступила в серии Гран-При неудачно, оставшись за пределами призовой тройки.
В Финале Гран-При Алёна Леонова стала бронзовой медалисткой – впервые в карьере. Елизавета Туктамышева провалила короткую программу, и несмотря на хороший прокат произвольной осталась без медали.
Ну а наши юниорки провели первую половину сезона выше всяких похвал. В юниорский Финал Гран-при попали три наши девчонки и все они завоевали медали. Победительницей стала Юлия Липницкая, поставившая на уши Квебек своим прокатом произвольной программы, серебро взяла её одногруппница Полина Шелепень, а бронза досталась Полине Коробейниковой.
(кстати, интересно, какое желание загадала Юля? :))
Но, конечно же, основные разборки, смотр талантов, а также отбор в сборную на предолимпийский год ожидались впереди – на Чемпионате России, который состоялся с 25 по 28 декабря. В женском одиночном катании был очень сильный состав, включая и дебютанток соревнований. Во-первых, это была Елена Радионова, которая вместе со своим тренером Инной Гончаренко уже произвела фуррор на этапах Кубка России. И во-вторых, Евгения Медведева, которой удалось попасть на этот Чемпионат только благодаря тому, что её тренер Этери Тутберидзе откровенно рассказала в интервью Елене Вайцеховской, что не понимает, почему её ученицу не пускают на Чемпионат страны, хотя она выполнила все критерии допуска:
«На момент нашего отъезда в Канаду Женя числилась запасной. В число участников чемпионата ее не включили, несмотря на то, что на пятом этапе Кубка России в Москве она набрала достаточное количество баллов и даже выиграла произвольную программу у Ксении Макаровой. И я не знаю, что ей теперь отвечать, если она спросит, например, почему на чемпионат России едет Аня Овчарова, набравшая 12 баллов за два этапа, при том что у Медведевой 16 за один. Или почему к соревнованиям допустили Машу Ставицкую, у которой Женя тоже выиграла на своем этапе. Потому что Ставицкая и Овчарова тренируются у более опытных специалистов? Получается, что федерация, поступая таким образом, дает фигуристам своего рода посыл: «Вы тренируетесь у неправильного тренера». Ведь так?»
После этого был небольшой скандальчик, но то, что публичный месседж Тутберидзе достиг своей цели – факт. 12-летняя Медведева была включена в число участников Чемпионата России.
Кстати, всего Тутберидзе дала Вайцеховской три интервью и два из них — в 2011 году.
У некоторых участниц были мысли сняться, как у той же Алёны Леоновой, которую беспокоила травма ноги. Но по согласованию с тренером она решила выступать: «Сейчас моя травма ноги не так уж беспокоит, я чувствую себя лучше… Месяц назад я вообще не могла кататься, но сейчас мне лучше, и решение проблемы мы решили отложить на конец сезона… Я должна выйти – и доказать, что мне не страшны никакие маленькие девочки, что я спокойно могу с ними соперничать. Для меня чемпионат России – самый главный старт в сезоне. И моя цель – конечно, победа».
Что же, приступим. Сильных участниц на этом Чемпионате России было много (и их будет всё больше и больше с каждым годом), поэтому выберем наиболее интересные прокаты коротких и произвольных программ.
И обзор коротких программ начнём мы, как говорится, с красоты красивой. 13-летняя Анна Шершак, тоже, кстати, дебютантка ЧР, разбивала внешне и эстетически все стереотипы о «допубертатном» катании. Необыкновенно рослая, статная девушка в восхитительном платье с элегантным катанием в стиле своей наставницы Виктории Волчковой-Буцаевой. Анне уже тогда было трудно выполнять прыжки – на каскаде 3F-3T она сделала степ-аут, более менее получился риттбергер, и слегка тяжеловатым приземление на 2А. Но сама программа под инструментальную аранжировку знаменитой “Memory” – это воплощение того самого женственного катания. Завораживающая дорожка шагов и в финале – чудесное вращение в заклоне, переходящим в бильман.
Другая ученица Виктории Буцаевой – уже знакомая нам по предыдущему Чемпионату России Полина Коробейникова – выступила тоже не без ошибок. Музыка её короткой программы — «Русский танец» из балета «Лебединое озеро». В начале программы был исполнен каскад флип-тулуп, затем риттбергер со степ-аутом на выезде и потом уверенный двойной аксель. Надо сказать, что эта программа, такая харАктерная, очень шла Полине, особенно хороша она была в музыкальной раскатистой дорожке, но к сожалению, ни разу за сезон ей не удалось выкатать эту программу на все 100%.
И ещё одна подопечная Виктории Волчковой – тоже нам известная Софья Бирюкова, которая откаталась в короткой программе очень хорошо. Короткая программа Софьи того сезона под саундтрек фильма «Семь лет в Тибете», пожалуй, хореографически самое интересное из того, что она катала. Конечно, технически контент уступал соперницам даже из её группы – фигуристка исполняла каскад из двух тройных тулупов, риттбергер и дупель. Зато в плане интерпретации и вообще второй оценки Софья, безусловно, была в числе лучших на том Чемпионате.
12-летняя малышка Елена Радионова вихрем ворвалась в элиту женского одиночного катания России. Если вы никогда не видели или забыли маленькую Лену – вам однозначно стоит увидеть/пересмотреть прокаты тех лет. Пожалуй, никто больше не получал такого искреннего удовольствия от прокатов своих программ, как она – бесконечно обаятельная и улыбчивая девчонка, заходившая на каждый прыжок с неподдельным азартом.
Её короткая того и следующего сезонов — «Пятый элемент» — до сих пор одна из моих любимых программ. Контент, исполненный Леной на том ЧР, достойно смотрелся бы и сегодня: тройной лутц – тройной тулуп, тройной флип, двойной аксель. Зажигательная дорожка, где каждое движение поставлено в музыку. Лена рассказывала, что в этой программе она изображала инопланетянку. Что же, можно сказать, что именно она в каком-то смысле стала предвестником космической эры женского одиночного катания России.
Елизавета Туктамышева, уже на тот момент признанная прима женского одиночного катания России, не сумела справиться с короткой программой. Сегодня нам сложно представить, что у Лизаветы могут быть проблемы с лутцем, который, можно сказать, отскакивает у неё от зубов. Однако в той короткой программе, она с него упала, видимо, не рассчитав скорость захода на каскад. Пришлось прицеплять к риттбергеру двойной тулуп. Дупель тано был хорош, как всегда. Видно, что медленно, но верно, тело Елизаветы начало меняться: к чемпионату России уже оба её костюма были новыми, а движения стали более мягкими, чем раньше. Программу “Adios Nonino”, которую Лиза затем катала аж три сезона подряд (включая показательные выступления), ставил Стефан Ламбьель.
«Сегодня я допустила ошибку, но всеми остальными элементами довольна, — сказала Елизавета Туктамышева. – Не думаю, что на меня повлияли взрослые этапы Гран-при, на которых я выступала в этом сезоне. Я о них сегодня перед выступлением вообще не вспоминала. Особой усталости после финала Гран-при тоже не чувствуется. На разминке я чувствовала себя довольно уверенно, разминка прошла очень неплохо. А в самой программе что-то не получилось. Я всегда нервничаю перед выступлениями, но сегодня волновалась не так сильно, у меня уже есть опыт соперничества и с Каролиной Костнер, и с другими сильными фигуристками. Бывает такое: вроде бы крутишься – и бац, уже на льду. И не понятно, почему ты упал, хорошо ведь летел. Это не объяснить словами…»
«На завтра у меня, разумеется, боевой настрой – хочу реабилитироваться за короткую программу, — уточнила Елизавета Туктамышева. – Но моя задача – просто делать, что я умею. Я стараюсь не думать, что от меня все чего-то ждут».
Практически аналогичную ошибку допустила в короткой программе Алёна Леонова, сорвав каскад из тройных тулупов и прицепив затем двойной тулуп к тройному флипу. Вообще Алёна Леонова очень качественно изменилась в том сезоне. Как верно заметил Василий Соловьёв в своем комментарии, плохое или хорошее оно – сотрудничество с Николаем Морозовым заметно всегда. Программу на музыку из «Пиратов Карибского моря» критиковали за то, что это «секонд-хенд» – буквально ещё совсем недавно с ней блистал бывший подопечный Морозова Хавьер Фернандес. Но подошла Алёне она идеально, хоть, на мой взгляд, фигуристка и переигрывала местами.
«Я связываю свои сегодняшние ошибки с усталостью после четырёх стартов. Особенно, конечно, тяжело морально и физически было в Канаде на финале Гран-при, где я выложилась эмоционально и выиграла бронзу. Думаю, до сих пор не отошла от этого выступления – всё-таки, сказывается и акклиматизация. Так что, сил осталось совсем чуть-чуть. Надеюсь, завтра в произвольной программе я смогу реабилитироваться», — сказала Алёна.
Но настоящим шедевром среди коротких программ того сезона была, конечно, программа под музыку “Мaria And The Violin’s String” ансамбля Ashram — творение Ильи Авербуха, которую катала Ксения Макарова. Прекрасно поставленные в музыкальные акценты хореодвижения и вращения, сочетание динамики и нежности: Ксения в этой программе была точно распускающийся прекрасный весенний цветок. Всё тот же контент из двух тройных тулупов, риттбергера и двойного акселя, не позволял ей соперничать в короткой программе технически, зато оценками за компоненты программы она убирала почти всех. И это несмотря на довольно большое количество беговых.
Надо сказать, что в том сезоне Ксюша шокировала многих специалистов и болельщиков, начав работать с одиозным психологом Рудольфом Загайновым. Да-да, тем самым, который сотрудничал с Тарасовой и Ягудиным во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити и якобы заколдовал Плющенко перед короткой программой. Правда, вскоре после Игр это сотрудничество было прекращено из-за неадекватного поведения психолога, приписавшего успех Ягудина исключительно себе (и далее написавшего книгу, где наплевав на профессиональную этику, вывалил всё, о чём он беседовал с Алексеем). Более того, тогда широко обсуждалась ужасная трагедия: с собой покончила юная велосипедистка Юлия Арустамова, которую Загайнов склонил к сожительству. Тем не менее, осталось немало спортсменов и специалистов, ещё доверявших Загайнову. Инициатива исходила от отца Ксении, Олега Макарова, который был убеждён, что Загайнов в силах помочь спортсменке стабилизировать психологический настрой перед прокатами.
«Сегодня я очень довольна своим прокатом, — сказала Ксения Макарова после проката. – Я вышла и показала всё, что я уже давно делаю и хорошо делаю. Я доказала всем, что я могу кататься на высоком уровне. Считаю, что большая заслуга в моём успехе принадлежит моему психологу Рудольфу Загайнову. Я чувствую себя намного увереннее, он учит меня бороться, стать психороботом. Это значит, что я всё буду делать, как робот в хорошем смысле этого слова. Буду хорошо кататься и не волноваться. Сейчас я каждый вечер веду дневник, куда записываю всё хорошее и плохое, что произошло со мной за день. Это помогает выплеснуть все положительные и отрицательные чувства. И мне от этого становится намного легче»
Юлия Липницкая выступала в том сезоне просто убойно и беспощадно. И она убивала всех не столько, может быть, контентом, сколько стабильностью его исполнения. Все прыжки были выполнены со сложных заходов, и стартовый дупель, и каскад 3F-3T, и лутц. Именно в тот сезон на форумах к Юле приклеилось ласковое прозвище «дракончик». Программа под «Очи чёрные», поставленная Николаем Морозовым, не представляла из себя что-то особенное и была рассчитана, в первую очередь, на выполнение технических требований, однако особенной её делала Юля, в которой чувствовался нерв, чувствовалась харизма.
«Я сегодня вообще не нервничала перед выступлением, — рассказала Юля. — Я сейчас не борюсь ни за какие места, для меня главное – просто кататься, поэтому волнения не испытывала. Хочется, конечно, стать чемпионкой России, но это сейчас не цель для меня. Боюсь ли я с возрастом растерять прыжки? Это только время покажет. Я стараюсь об этом не думать. Конечно, очень хочется, чтобы со мной этого не произошло, хотя, возможно, у меня уже тоже это начинается. Появляются проблемы с ростом, весом. Мне очень помогает справляться со всеми трудностями тренер. Моя растяжка? Это природные данные, просто надо ежедневно заниматься, поддерживать форму. Я рада, что у меня есть какая-то особенность, которая отличает меня от остальных девочек. Настрой на произвольную программу позитивный. Желательно откататься чисто. Надеюсь, завтра мне будет также легко исполнять сложнейшие прыжки и каскады, как и сегодня».
А вот программу под бессмертное «Болеро» Равеля в исполнении Аделины Сотниковой я отмечу как один из ярчайших моментов того Чемпионата России. На взгляд автора блога, это была отличная программа, как влитая севшая на фигуристку. Мне даже нравился этот красный костюм с юбочкой, которая в движении была, как языки пламени. Намного лучше, чем синее чудо с плавниками, которое было на Адели в начале сезона (просто сравните на фото).
Аделина очень уверенно прокатала эту программу, исполнив каскад 3Lz-3Lo, тройной флип и высоченный дупель. Спортсменка прекрасно выдержала темп программы, ни разу не сбившись с ритма, сделав все необходимые повороты в дорожке и додержав вращения.
«Сегодня у меня нет к себе претензий, — призналась Аделина Сотникова. – Я доказала себе, что я могу чисто прыгать сложнейшие прыжки. У меня было несколько соревнований подряд, где я допускала ошибки в короткой программе. А сегодня со всем справилась, чему очень рада. Для меня нынешний сезон – очень сложный, много взрослых соревнований, юношеская Олимпиада. Однако сейчас я сосредоточена на чемпионате России. Буду доказывать, что на меня не зря возлагают надежды, не зря в этом году меня выбрали лицом московского этапа Гран-при. Подводить свою страну и федерацию фигурного катания я не имею права».
Битва техники, нервов и компонентов продолжилась в произвольной программе.
Прежде всего, хотелось бы отметить Полину Шелепень, которая после короткой программы была аж на 17-м месте. В произвольной программе Полине немного удалось реабилитироваться и запрыгнуть в десятку, несмотря на падение с тройного сальхова и вывал с дупеля. Программа 16-летней Полины была одной из сложнейших на том чемпионате: большинство прыжковых элементов, включая два каскада, фигуристка выполняла во второй половине программы. Конечно, чувствовалось, что Полину настигают проблемы роста и ещё наверняка ряд трудностей. И что из-за недостатков скольжения ей не хватало скорости на дорожках и вращениях. Но успешно проведенная серия юниорского Гран-При говорила о том, что фигуристка в неплохой форме, да и сама программа под музыку Мендельсона «Скрипичный концерт» удавалась ей хорошо.
Дебютантка Чемпионата России Евгения Медведева расположилась после короткой программы на 11-ой строчке. Произвольная программа Евгении была поставлена на музыку Евгения Дога. 12-летняя Женя, которой удалось-таки попасть на Чемпионат России, чисто, легко и непринуждённо откатала свою произвольную программу. Благодаря миниатюрному тельцу и тонким ручкам она порхала на льду, точно воробушек, вызвав восторг у комментатора Василия Соловьёва и у публики. В Kiss&Cry тренеры смотрели на девочку с нескрываемой гордостью и заботой. Это был пожалуй первый и единственный раз, когда автору блога понравилась Женя и её программа.
Полина Коробейникова выдала далеко не лучший прокат своей произвольной программы под “Otonal”, чувствовалось что спортсменке по какой-то причине было очень тяжело. Ей не удался первый каскад и выезды с остальных прыжков были очень натужные. Хотя Полина и боролась до конца, стараясь не выпадать из программы, но в этот раз получалось у неё не очень.
Кстати, обратите внимание, что в те годы, тренер Виктория Волчкова-Буцаева, любила одевать своих любимых учениц в свои любимые платья. : ) Которые, конечно, были подогнаны по фигуре девушек.
(слева – Поля Коробейникова, справа – её наставница Вика Волчкова)
Елизавета Туктамышева постаралась исправить свою оплошность в короткой программе и, как в прошлые годы, совершить рывок на пьедестал почёта. Её произвольная программа того года была поставлена на (довольно набившую оскомину) “Besame Mucho”, очень коряво скомпонованную с джазовой композицией “Caravan”. Лиза, конечно, старалась выжать максимум из этой программы. К Финалу Гран-При у Лизы было более «взрослое» платье, которое было не красного, а салатового цвета. Прокат на Чемпионате России Лиза начала очень бодро, сделав великолепный каскад 3Lz-3T, затем последовал ещё один шикарный лутц, а потом внезапно — падение с тройного флипа. Приземление с последующего двойного акселя было грузноватым, выезд с казалось бы простейшего каскада 3Lo-2T получился натужным и ещё один срыв случился после дорожки шагов на тройном сальхове. Чувствовалось, что фигуристке не так просто дался этот прокат, и здесь, вероятно, был комплекс причин: проблемы начавшегося роста, насыщенная первая половина сезона и явное западение формы. В первый раз за несколько лет Лиза осталась без медали национального чемпионата.
«За всю мою жизнь в фигурном катании у меня ещё никогда не было столько стартов перед чемпионатом России, — призналась Лизавета. — Сначала, вроде бы, каталась легко, но потом поняла, что силы уже на исходе. Кроме того, есть усталость эмоциональная. Очень надеюсь, что мне дадут сейчас отдохнуть. Хотя мой тренер Алексей Николаевич Мишин уже сказал, что ждёт меня на тренировке утром 31 декабря. Очень надеюсь, что это шутка. Ну, а если нет, придётся ещё потренироваться перед Новым годом».
Юная звёздочка Елена Радионова исполняла произвольную программу под танго. Не самая подходящая, на мой взгляд, музыка для этой фигуристки. Если эффектно поставленная короткая программа маскировала недостатки и превращала детскую угловатость Леночки в достоинство, то в произвольной всё это было на виду. Спустя годы также заметно, что уже в том возрасте прыжки Лены были без существенного запаса высоты, хотя Василий Соловьёв и отметил, что на каскаде 3Lz-3T фигуристка взлетела довольно прилично. Несмотря на одно падение, оценили Радионову неплохо, что позволило ей остаться выше Елизаветы Туктамышевой.
Чемпионка России 2010 года Ксения Макарова в произвольной программе тщетно пыталась войти в образ Мерилин Монро. Вообще эта программа, поставленная Ольгой Глинкой, очень сильно критиковалась болельщиками, во-первых, из-за странной и нелогичной компоновки музыки, которая включала саунд «XX век Fox» (обязательно посмотрите, особенно те, кто любит покритиковать «ножницы Дани Глейхенгауза»), во-вторых, потому что чувствовалось, что Ксюше в этой программе некомфортно. Фигуристка упала в начале проката с попытки исполнить каскад из тройных тулупов, который затем всё же сделала, а далее прокатала программу без попытки старших тройных вообще и, как мне думается, получила штраф не только за падение, но и за лишние тройные (кто в курсе правил тех лет, поправьте). В итоге Ксения вылетела из тройки сильнейших на ЧР и в очередной раз осталась без медали.
На вопрос не жалеет ли Олег Макаров, что они отправили дочь в Санкт-Петербург, вырвав её из комфортной американской среды, он ответил: «Нет, не жалею. Мы ведь выросли на этой системе. В Америке тренеры работают только за деньги. У них цель – не вырастить спортсмена, не помочь ему, у них задача – заработать больше денег. Это разные моменты. В Академии фигурного катания Санкт-Петербурга очень хорошая команда во главе с Татьяной Меньшиковой. Перед тем, как сделать этот шаг, мы очень много думали. Это не было спонтанным решением, мы обдумывали его примерно год».
Алёна Леонова шла вновь биться с раздражавшими её девочками. Правда, в этот раз – не очень успешно. Помню, что Алёнину произвольную программу под Адажио для струнных Сэмюэла Барбера и саундтрек из «Реквиема по мечте» того сезона очень хвалили, поскольку она кардинально меняла привычный болельщикам имидж фигуристки, мне же она никогда не нравилась – чересчур мрачная, на мой взгляд, и с драматизмом Алёна там переигрывала. Но в целом, по сезону Алёна её выкатывала. На Чемпионате России же она допустила опять несколько ошибок, включая тот же каскад, и к финалу уже была совсем потерянная. Правда, место в тройке она из-за этого всё же не потеряла.
«Сегодня я что смогла – то и сделала, — сказала Алёна Леонова. – Очень рада, что доехала до конца программы. И физически, и эмоционально выложилась на 100 процентов. И сейчас совершенно не жалею, что приехала на чемпионат России. Он изначально стоял в моих планах, хотя никаких задач отбора в сборную России на чемпионат Европы мне не нужно было решать, я ехала не за местом. Просто приятно было встретиться со всеми нашими фигуристами, с которыми мы так редко видимся. Сегодня я с большим интересом смотрела, как катаются мои соперницы, маленькие девочки. У них была своя маленькая борьба. Я считаю, что на чемпионате России в любом случае нужно выступать».
(если посчитать, сколько раз Алёна употребила в интервью словосочетание «маленькие девочки», начиная с 2008 года, можно, наверное, составить целый томик:)).
Боевой ангел Юлия Липницкая была великолепна. Ей немало доставалась за программу под «золотой фонд» фигурного катания — саундтрек к фильму «Ромео и Джультетта». Эстеты с форумов упрекали её в механистичности и отсутствии эмоций. Но другие им отвечали, что им нравится такая сдержанная и воинственная Джульетта, и уж с этой Джульеттой и финал пьесы Шекспира был бы совсем иным – оба главных героя, скорее всего, выжили бы. Мне Юля в этой программе казалось очень милой и нежной, нравились её мягкие руки. В те юниорские сезоны Юля ещё не делала в своей произвольной программе каскад из тройных лутца и тулупа, зато оба каскада с двойным акселем выполняла точно, как часы, равно как и остальные прыжковые элементы. Все непрыжковые были в теперь уже нам знакомом стиле Хрустального: и насыщенная дорожка шагов, и сложные заходы на прыжки с демонстрацией супер-растяжки. Ну а вращения Юли доводили до исступления любую публику, где бы она ни выступала. Так было и в этот раз, когда публика Саранска устроила овацию юной фигуристке.
Аделина Сотникова защитила свой титул чемпионки России, хоть и каталась небезупречно. Программа того сезона у Адели была под «Грёзы любви», выступала она в костюме, который должен был, видимо символизировать…ммм… весну? Не знаю. У меня ассоциация с этим костюмом была только одна – «жуткие розочки» (с). Простите. Вот насколько хорошо сочетался её костюм к короткой программе с музыкой Равеля, настолько было не в тему это платье к музыке Ференца Листа. Начала фигуристка программу хорошо, исполнив каскад из тройного (ф)лутца и тройного риттбергера, все остальные прыжки в первой половине программы ей тоже удались. А вот под финал программы неожиданный степ-аут с сальхова явно выбил Адель из колеи, после чего она также вывалилась из риттбергера и внезапно даже на дупеле умудрилась сделать «бабочку». Фигуристка очень хорошо чувствовала музыку, но лично мне не хватило здесь плавности и красивых линий, которые не помешали бы программе под классику. Произвольную программу Аделина проиграла Юле Липницкой, хоть и осталась первой в общем зачёте.
«Я не могу сказать, что я ехала в Саранск исключительно за третьим чемпионским титулом, — призналась Аделина Сотникова. – Я хотела откататься чисто, хорошо для себя. Но в душе я сейчас очень счастлива, хотя ещё и не осознаю, что я – трёхкратная чемпионка России. Конечно, своим сегодняшним катанием я не очень довольна, хотелось бы кататься чисто. Я не нервничала совсем. Не знаю, чем объяснить ошибки. Первую половину программы провела очень хорошо, а потом пыталась дать больше эмоций, как этого требует программа – и, видимо, немного потеряла концентрацию, поэтому пошли ошибки».
Итоги Чемпионата России 2012 в женском одиночном катании:
Согласно правилам ФФККР и правилам ИСУ, на Чемпионат Европы могли ехать Алёна Леонова, Ксения Макарова и Полина Коробейникова, соответственно. Интересно, что Полину в этой компании никто не ждал: и Федерации предстояла задача срочно сделать ей визу в Великобританию (Чемпионат Европы проходил в Шеффилде).
На Чемпионате Европы Ксения Макарова была безупречна в короткой программе, но, как всегда, наошибалась в произвольной, став 6-й. Алёна Леонова откаталась средне, и в короткой программе, и в произвольной, оставшись 7-ой. Зато настоящую сенсацию сотворила Полина Коробейникова, выдав ПРОКАТИЩЕ ЖИЗНИ в произвольной программе и поднявшись с 12-го на 4-е место. До третьего места ей не хватило около двух баллов, что было, конечно, обидно и ей, и тренеру Виктории Буцаевой, которая была на последнем месяце беременности, но всё равно поехала вместе с ученицей в Шеффилд.
Что касается, «маленьких девочек», то Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева были делегированы на первые в истории Зимние Юношеские Олимпийские Игры, где победа осталась за Лизой. Обе девочки также без отбора должны были ехать на Чемпионат мира среди юниоров.
Таким образом, на Первенстве России разыгрывалось только одно место в сборную на ЮЧМ, которое легко взяла Юлия Липницкая. Правда, в конечном итоге, Елизавета Туктамышева совместно с тренером Алексеем Мишиным приняли решение не ехать на ЮЧМ и готовиться к следующему сезону. Лизу заменила Полина Шелепень.
На юниорском первенстве мира Юля Липницкая вновь выдала два уверенных проката, завоевав первый важный титул в своей карьере. А вот Аделина Сотникова опять не справилась с нервами и проиграла не только Юле, но и Грейси Голд, став бронзовым призёром.
Полина Шелепень не сумела показать хороших прокатов на ЮЧМ, став там 6-ой. В конце сезона стало известно, что Полина покинула своего тренера Этери Тутберидзе и перешла в ЦСКА к Светлане Соколовской. Увы, её карьера в ЦСКА оказалась недолгой: осенью 2012 года Полина серьёзно травмировалась и не попала на ЧР-2013. В дальнейшем она сменила спортивное гражданство на Израиль, однако в итоге уже в 2014 году приняла решение завершить карьеру.
На взрослом Чемпионате мира 2012 года Полине Коробейниковой не удалось повторить свой шикарный прокат с ЧЕ, она осталась всего лишь 19-й. С Ксенией Макаровой повторилась всё та же история, что обычно: прекрасный прокат короткой и – провал в произвольной. «Магия» Загайнова, помощь Виктора Кудрявцева и все усилия тренера Евгения Рукавицына ни к чему не привели.
Чемпионат мира стал, пожалуй, самым лучшим воспоминанием в соревновательной жизни Алёны Леоновой – впервые фигуристка поднялась на пьедестал почёта, став вице-чемпионкой мира, причём после короткой программы Алёна лидировала, в итоге не так уж много проиграв Каролине Костнер.
Впереди был предолимпийский сезон. И Алёна Леонова, и Ксения Макарова прекрасно понимали, что он станет их последним шансом на сборную. Молодое поколение напирало по всем фронтам. От его представительниц ждали не просто конкуренции с элитой мирового фигурного катания. Они должны были сами стать этой элитой, не оставив шансов соперницам.
Источники фото: РИА Новости, Wikipedia, Getty Images, Pinterest, блог в ЖЖ elisir contes, Михаил Шаров и Fskate.ru.
Выражаю признательность Агентству спортивной информации «Весь спорт» за сохранившийся архив новостей и всем пользователям YouTube, выложившим видеоконтент с Чемпионата России 2012.
Все личные впечатления являются субъективным мнением автора.
Если вы заметите неработающие ссылки и фактические ошибки в тексте, сообщите, пожалуйста, автору.
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)