Прежде всего, я бы хотел поблагодарить основателя и распорядителя блога Михаила Лопатина за его теплый отзыв о моем обзоре на данную тему, за его великодушное предложение разместить эти материалы в его блоге и всемерное содействие в подготовке к публикации.
Михаил, большое Вам спасибо!
Часть 1. Классическое начало
Меня с детства приучили смотреть, а потом и ценить балет, поэтому, уже придя на этот сайт и серьезно увлекшись также и фигурным катанием, я не раз пытался найти точки соприкосновения этой высшей формы танцевального искусства и этого особого вида спорта. В фигурном катании (далее для краткости, просто ФК) я ценю то, что имеет отношение к балету, включая качество исполнения и артистическую сторону. Другими словами, для меня чем больше балета в ФК, тем лучше! Но я и подумать не мог, что в истории ФК уже был фигурист, получивший полноценную балетную подготовку: целых десять лет он учился в Национальной Школе балета и закончил ее в возрасте 16и лет.
Началось это балетное прошлое с того, что мать нашего героя, будучи без ума от Рудольфа Нуреева, повела старшего сына заниматься балетом, когда тому было всего три года. При этом впервые на лед он ступил в возрасте, когда нынешние дети-фигуристы уже начинают учить тройные: в 9 лет, в старых хоккейных коньках на два размера больше. И все равно первыми попытками вращения сразу привлек к себе внимание своего первого тренера. До 15 лет он катался в коньках из секонд-хенда, что не помешало ему занять второе место среди новисов. Об этом говорится в кратком видеодосье тогдашнего дебютанта чемпионата страны (прим.: синим выделены слова со ссылками на видео — они открываются по клику).
Мальчик продолжал заниматься одновременно балетом и ФК, пока из-за нарастающей нагрузки в балетной школе время его занятий на катке не сократилось до 15 минут и не пришла пора выбирать: балет или спорт. И тогда выпускник лучшей балетной школы страны предпочел спорт искусству. Разумеется, принеся с собой весь свой ценный багаж качественной хорео подготовки и поэтому он, по сути, был и остается единственным известным примером симбиоза профессиональной балетной подготовки и фк топ уровня.
Я бы даже назвал его «Цискаридзе на льду» . Между ними и правда есть нечто общее: полноценное хореографическое образование; одинаковый рост – 183 см; яркая южная внешность, такой же бурный темперамент, доставшийся по наследству (у этого фигуриста мать – итальянка, а отец – индийский сикх); присущая только им индивидуальность и исполнительский стиль; разнообразие жанров и танцевальных направлений; достаточно долгая профессиональная карьера, за которую они перепробовали разные образы, стили и роли. И… нестабильность выступлений: о Цискаридзе говорили, что он может танцевать или провально, или гениально. Ну а какие «демоны» вселялись в голову нашего героя из ФК, что он валил там, где мог выигрывать все и у всех, вообще неизвестно…
Итак, первые сезоны во взрослых, начиная с 17 лет (родился наш герой, к слову, 18го ноября 1980го года) — и сразу стопроцентно классический репертуар, который как нельзя лучше сочетался с такой же классической хорео подготовкой этого юного фигуриста. По тем временам он умел немало: все тройные, включая 3А, который выучил, уже закончив балетную школу, по ходу своего последнего сезона в юниорах. Причем исполнял по всем канонам исполнения прыжков.
Первая короткая программа — и сразу "Серенада для струнного оркестра" Чайковского по мотивам бессмертного шедевра Баланчина.
А вот его первые произвольные программы: в 17 лет – на первом чемпионате Канады (под фортепианные концерты Рахманинова и "Адажио" Барбера). И вторая – в 18 лет, на этапе Гран-при в Японии. И здесь обращает на себя внимание выбор музыкального сопровождения: первая часть первого скрипичного концерта Бруха, достаточно популярного у скрипачей, но очень редко звучащего на льду; гениальная медленная часть второго фортепианного концерта Шостаковича (композитора, чья музыка используется в ФК, опять же, очень редко); и финал популярного скрипичного концерта Чайковского. Так получается своеобразный трехчастный цикл с медленной "фортепианной" средней частью и "скрипичными" краями. А на льду — фигурист с прекрасной осанкой, отличной растяжкой и высокими, по-настоящему мужскими, балетными прыжками. На льду выпускник балетного училища, выступающий в роли скрипача, для которого скрипкой является сам лед.
С чувством первооткрывателя, нашедшего сокровище, которым хочется поделиться со всеми, представляю вам этого уникального фигуриста:
Эмануэля Сандю!
Часть 2. Поиски нового.
Вот, казалось бы, стиль найден сразу: классика, которая показывала новую восходящую звезду канадского ФК в самом выгодном свете – таких чистых хорео линий не было в мужском катании ни тогда, ни с тех пор – вот и используй дальше из сезона в сезон, раз этим так выгодно отличаешься от всех других фигуристов. Но Сандю видимо, счел такой стиль слишком академичным и скучным, и потому решил пробовать себя в других направлениях.
Первым результатом такого поиска стала его следующая короткая программа, поставленная на индийские этно-мотивы и тему «Камасутры». Меня поразила легкость его скоростного и по нашим меркам катания, естественность его движений, эстетика во всем, что он показал на льду в возрасте всего-то 18и лет.
На следующий сезон он оставил классику в короткой («Адажио») и в этом прокате на чемпионате страны впервые чисто исполнил четверной прыжок. И ведь скорость у него тут не маленькая: что катания, что вращений. Крутка и высота прыжков – все на высшем уровне. Но затем фигурист опять резко меняет стиль своих программ. Никакой классики: техно-поп в КП и современный танец в ПП.
Программы в основном ставила его постоянный тренер с детских лет Джоан Маклеод, а дизайн костюма в ПП был разработан Толлером Крэнстоном, с которым Сандю встретился в Париже во время подготовки к гала-концерту еще в свой самый первый взрослый сезон — после того, как выиграл бронзу на французском этапе взрослого Гран-при.
В КП он прыгал 4Т-3Т, 3А, 3Л — вполне солидный прыжковый набор, с которым и через пару десятков лет, как выясняется, можно побеждать на уровне национального чемпионата. При этом и в хореографическом плане программа смотрится очень современно. С таким прокатом и такой программой вполне можно было бы претендовать на самые высокие места и в современном фк.
В ПП на музыку из "Большого путешествия" Цирка Дю Солей 21-летний фигурист исполнил 4Т-3Т, 3А-3Т, 3А и остальные тройные, и впервые выиграл чемпионат Канады. Прыжки "олдскульные", мощные, высокие и при этом не натужные, не вымученные, с легким отрывом. Несмотря на неважное качество записи, все равно видна скорость, амплитуда, свобода, с которой Сандю исполнял всю программу, то самое попадание в акценты, которое теперь нами так ценится, и неожиданно чистая танцевальность в начале дорожки в заключительной части программы.
Часть 3. Взлеты и падения.
Может такое быть, что с тем костюмом Крэнстон передал Сандю свое, скажем так, помазание быть ярким, запоминающимся, артистичным и одновременно не достигающим чемпионских высот, своего рода вечным неудачником среди топов своего поколения?
Иначе как объяснить, что из трех возможных ОИ Сандю принял участие только в одних, в 2006: на ОИ-1998 он проходил и по возрасту, и по занятому им второму месту на чемпионате страны, но Канадский олимпийский комитет счел, что фигурист не отвечает критериям отбора, поскольку из-за травмы он не участвовал в серии Гран-при, и предпочел послать вторым номером бронзового призера чемпионата, фигуриста, чью фамилию сейчас вряд ли кто-то вспомнит: Джеффри Лэнгдона. А отобравшись на ОИ-2002, он снялся прямо перед КП из-за травмы спины, полученной накануне Игр… «Везучий», в общем.
Но пока все вроде идет по восходящей и наступает самый удачный для Эмануэля сезон 2003/04: он выигрывает финал Гран-при, причем у самого Евгения Плющенко! И это при том, что сам Сандю не был безупречен! Его участие в ГП в течение трех сезонов подряд можно описать парадоксальным алгоритмом: чем хуже он выступал на этапах, тем лучше — в Финале и наоборот: чем лучше на этапах, тем хуже в Финале
- В 2003ем он попал в Финал в качестве второго запасного (Бриан Жубер не смог приехать, а у Тимоти Гейбла была проблема с ботинком) и неожиданно для всех выиграл соревнование.
- На следующий сезон на обоих этапах он был в призах — в Финале занял только 4ое место.
- В третий сезон он выиграл оба свои этапа, а в Финале оказался пятым.
Парадокс как он есть.
В этот же период он начал использовать свой дополнительный козырь: способность воздействовать на публику, держать ее внимание, делать ее частью своего, по сути, не только спортивного проката, но уже и представления. И выглядеть он тоже стал иначе: не только как спортсмен, но и как артист и шоумен. А уж тот академический, катающийся в чисто классическом стиле и романтично выглядящий юноша исчез, как будто его и не было вовсе… За пять лет и такая трансформация – тоже одна из отличительных черт этого фигуриста.
В этой ПП, которую он катал два сезона подряд, Сандю снова обратился к музыке из шоу Цирка Дю Солей (Dralion), затем сделал неожиданную вставку с фрагментом Арии из "Пятого элемента", перешел к "Slow and Sassy " Манчини и завершил этот чудный музыкальный винегрет электронной композицией английского дуэта, которую ранее использовали для самой первой ТВ-рекламы айпода. 🙂 В том же сезоне с этой программой на ЧЧК он выигрывает серебро.
Наступает олимпийский сезон 2005-2006. У Сандю новая необычная ПП на музыку композитора Гордона Кобба (Gordon Cobb). Скорее, слишком необычная, даже по современным либеральным меркам, где приветствуются любые хорео новшества. Я бы сказал, на грани эксцентрики. В этот раз в виде исключения для постановки пригласили хореографа со стороны. Им стал Марк Милле (Mark Millay) — известный канадский хореограф, работающий сейчас, среди прочих, с Романом Садовским.
Необычная музыка, где мелодия в середине программы исчезает, оставляя только ритм, отбиваемый разными инструментами; хореография и сейчас выглядит новаторски; костюм в таком же креативном стиле и, конечно, великолепное исполнение самого Сандю: полная органичность, как будто вырос на таком вот модерне, а не на классике, и чувство ритма такое, как будто бы в нем тикает какой-то заведенный часовой механизм. За всю эту сложную ритмическую конструкцию он не сбился ни разу. Обратите внимание на связку, которую можно окрестить "поперечной либелой" (корпус наклонен на 90 градусов влево, а свободная нога на те же 90 — вправо) на 3:15-3:18.
После проката показывают соперников Сандю, в том числе и Джонни Вейра, о котором комментатор говорит, что он назвал Эмануэля лучшим фигуристом в мире.
На ОИ в Турине Сандю приезжает в числе главных претендентов на призовые места, если не на золото. У него две классные программы: вот эта необычная модерновая ПП и совершенно сногсшибательное Танго в КП, которое он сохранил из предыдущего сезона. Он все может, все умеет, взрослый, зрелый фигурист в самом расцвете сил – 25 лет…
И прокат Танго оказался квинтэссенцией всей его спортивной карьеры: с ярким и многообещающим взлетом в самом начале в виде прекрасного каскада 4-3, тут же сменившимся грубыми ошибками на 3А (бабочка) и 3Л (практически падение), и при всем при этом потрясающей экспрессией, танцевальностью и артистичностью, выраженных в головокружительных дорожке и хорео части. Как будто этих срывов и не было!
И все равно это было настоящее танго, "танец страсти на грани отчаяния" (с) — лучшее танго, что я вообще видел в мужском одиночном…
Стоит ли упоминать, что после этой неудачи ПП он просто завалил в хлам?..
Через полтора месяца на ЧМ Сандю стал пятым — снова отличный каскад 4-3, беспроблемный 3А, но… падение с тройного лутца. Но какая при этом скорость, энергетика, качество выполнения всех остальных элементов! Неудивительно, что многие зрители в конце встали, аплодируя этому исключительному по накалу прокату.
Более-менее стабильным он был только в родных стенах: все 10 лет своей спортивной карьеры он участвовал в национальных чемпионатах и 10 раз стоял на пьедестале, причем 3 раза выигрывал, один раз был третьим, остальные шесть – вторым. Но, несмотря на свои ставшие уже хроническими срывы, он был одним из всего двух фигуристов в мире, который в течение Олимпийской четырехлетки 2002-2006 смог выиграть у действующего "короля льда" Евгения Плющенко — вместе с французом Брианом Жубером.
Помимо этого, Эмануэль является первым исполнителем каскада из трех тройных на соревнованиях (Sears Open 1999). А также автором нескольких новых видов вращения, включая его знаменитый «циркуль», который он начал вставлять во вращения еще в свой первый взрослый сезон.
Сам Сандю считает себя перфекционистом, в душе которого балет и фигурное катание сплелись воедино, чтобы создать на льду незабываемое сочетание атлетизма и артистизма.
Часть 4. Не только спорт
После провала на ОИ Сандю выступал еще один сезон, стал третьим на чемпионате Канады и в который уже раз вытянув себя на призовое место после неудачи в короткой за счет успешного исполнения новой ПП, повторявшей индийскую тему в его катании. После этого был ЧЧК и ЧМ, где он занял 16ое место. И на этом, по сути, карьера в большом спорте была закончена.
Но он никогда не был пусть и артистичным, но всего лишь исполнителем чужого замысла и чужой хореографии: с самого начала он принимал активное участие в постановках программ, разрабатывая их рисунок вместе с единственным тренером, у которого занимался всю свою жизнь – Джоан Маклеод.
А показательный своего второго сезона во взрослых он вообще ставил сам! В 18 лет! Идея номера пришла ему в голову, когда он готовился к гала-концерту в Париже, заняв там 3 место на французском этапе Гран-при. Тогда-то Толлер Крэнстон и создал дизайн костюма для этого номера, который Эмануэль затем использовал и в ПП, и позже, много лет спустя, на другом шоу. Комментатор во время трансляции даже назвал его преемником этого знаменитого канадского фигуриста 70х.
Вот видео, где юный фигурист сначала об этом рассказывает, после чего начинается его номер, в начале которого он прыгает три тройных тулупа подряд. 🙂 Да, как Евгения Медведева делала каскад из трех тройных на своем втором взрослом чемпионате России, так и Сандю на своем втором национальном первенстве полихачил таким же образом еще в 1998ом году. Но самое примечательное — это все же сама постановка такого полнометражного номера на очень глубокую и драматичную музыкальную тему, которая уже здесь показывает весь спектр творческих способностей этого юноши и его понимание музыки и хореографии.
Отойдя затем от классики в соревновательных программах, Сандю продолжал обращаться к ней в гала концертах и шоу. Но на пике его спортивных достижений, которые совпали с периодом обращения к разным жанрам и направлениям помимо классики — на показательных выступлениях — он танцевал самую ядреную попсу! 🙂 Именно, что не только катался под нее, но и танцевал! Да еще как! Его природный танцевальный дар, прошедший многолетнюю огранку занятиями балетом, вылился в стопроцентное управление своим телом, свойственное всем профессиональным танцорам. И когда в гала-концертах на лед выходил Сандю, он выглядел как уже готовый профи в танцах, а не фигурист, который просто умеет и любит танцевать.
Судите сами, например, по вот этому миксу с Майклом Джексоном. Эмануэль и сейчас дал бы фору многим фигуристам, даже танцорам — так классно под Джексона и сейчас мало кто станцует.
После ЧМ 2006, где Сандю занял 5ое место, он участвовал на гала-концерте с двумя другими номерами, которые, разумеется, также поставил сам, включив во второй номер проезд в плие с разворотом на 180 градусов (3:39-3:42), что Курт Браунинг в комментариях сразу отметил как сложное для исполнения движение. А первый номер представлял собой "Мамбу суслика" под песню Имы Сумак 1954 г. Чтобы решиться показать, как бы суслик танцевал мамбу )), надо обладать не только "шарнирной" пластикой, как у Сандю в этом танце, но и отличным чувством юмора. ) Прирожденный шоумен! Кататься для публики – это его стихия, где он был как рыба в воде.
Но это еще не все творческие способности Эмануэля Сандю:
— будучи действующим фигуристом он записал сингл в сотрудничестве с двумя другими авторами, под который выступал в разных странах. В общем, оказался человек-оркестр, а не просто спортсмен-фигурист;
— уйдя из спорта, он вернулся к танцу и дважды участвовал в самом популярном канадском ТВ-шоу “So You Think You Can Dance Canada”, где в первый год не прошел в финал, а на второй стал третьим в разряде «мужского одиночного». 🙂 Его выступление в финале с двумя номерами показывает убедительнее некуда, какой танцор всегда скрывался в этом фигуристе.
В этом видео есть фрагменты его предыдущих выступлений и тренировок:– я никак не могу сосчитать из-за скорости его вращения в прыжке: это он триксель так скрутил с пары шагов на полу? Для два года как ушедшего из спорта и 29-летнего тут Сандю – это невероятно здорово!
За этим последовало участие в многочисленных шоу на льду, где он участвовал в качестве исполнителя, а также, конечно, и постановщика своих номеров; неоднократные приезды в Россию для участия в наших шоу и, как мы все уже знаем, в спектаклях Евгения Плющенко — его многолетнего соперника в спорте, напарника и коллеги по шоу в прошлом и настоящем, и, похоже, доброго приятеля по жизни.
Можно было отметить и показать еще очень многое: вот один из лучших шоу номеров Сандю под "Purple rain" Принса в «Art on ice», 2011; а вот отточенное катание под оркестровый аккомпанемент и пение Ренаты Тибальди в «Opera on ice»
Но закончу я свой и так уже растянувшийся обзор спортивной и творческой биографии Эмануэля Сандю двумя совершенно противоположными по стилистике шоу-номерами, исполненными в один и тот же вечер, которые наглядно показывают неразрывное единство классической и современной танцевальных составляющих в этом удивительном и неповторимом фигуристе, пришедшем в спорт из балета. Это Аве Мария и номер, поставленный Сандю под его собственный первый сингл, с которым он выступал в США, Германии, Швейцарии и Италии, и даже в шоу на Красной площади в декабре 2007го (все это идет с ценными комментариями Татьяны Анатольевны Тарасовой и Алексея Николаевича Мишина).
Пора подводить итоги нашей истории. За десять лет своей спортивной карьеры и более двадцати лет активных выступлений на гала, шоу, спектаклях, а также творческой деятельности в роли хореографа, Эмануэль Сандю своим примером показал, как много настоящая, классическая система обучения балету может дать фигуристу: по сути, она может обеспечить его на всю жизнь отлично натренированным телом, гармонично развитым во всех физических аспектах, развить в нем природную музыкальность, понимание хореографии и ее возможностей, и так, что, даже уйдя от балета в любой другой стиль или танцевальный жанр, фигурист всегда сможет адаптироваться к серьезной физической нагрузке, при этом выполняя любые движения максимально качественно и эстетично. Годами.
Спасибо за чтение текста и просмотр приведенных видео!
Автор: Сергей (В яблочко)
Общая редактура и дополнения: Михаил Лопатин
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)