Пару лет назад Фабио Бьянчетти, глава технического комитета ISU напугал: взялся за реформу, после которой фигурное катание разделили бы на два вида – технический и артистический.
• Соревнования по технике превращались в расширенную версию разминки 17-летнего Нэйтана Чена на паркете.
Знаете, когда фигуристы перед прокатами разминаются в кроссовках, в наушниках? Разбег-прыжок-отдых-растяжка-разбег-прыжок-надо-сменить-трек. В 17 Чен олицетворял концепт «чемпион в фигурном катании – чемпион по технике».
• А соревнования по артистизму становились чем-то вроде прогулки на катке в Парке Горького с бокалом глинтвейна – теоретически их могла выигрывать Даша Грм из Словении, просто катаясь.
Идея разделения фигурного катания на соревнования по технике и по артистизму просто гиперболизировала недостатки программ. Хотели баланса? Вот вам только легкая атлетика и только балет.
Видимо, до Фабио донесли, что он так убьет вид (это все равно что футбол разделить на соревнования по ударам и соревнования по бегу), и вскоре ISU выкатил нечто более убедительное.
Тот же Бьянчетти сообщил, что организация рассмотрит следующие изменения:
• пересмотр системы оценок за технику и за компоненты. В технической программе баллы за технику будут иметь больший вес по сравнению с баллами за компоненты – 60% на 40%. В произвольной – наоборот: основой станет оценка за компоненты (60% от итогового балла), а не за технику (40%);
Бешеная инфляция, сексизм и надбавка за флаг: что не так с оценкой за компоненты у фигуристов?
• удлинение короткой программы и сокращение произвольной. Обе программы будут длиться 3 минуты 30 секунд. Сейчас продолжительность короткой – 2 минуты 40 секунд, произвольной – 4 минуты.
Если изменения одобрят, они вступят в силу с сезона-2022/23.
«Главная идея в том, чтобы фигуристы не гнались за сложностью, а старались улучшить качество элементов, а также больше внимания обращали на хореографию», – сказал Бьянчетти.
Идея – сильная, потому что решает сразу несколько проблем.
Современное фигурное катание, особенно одиночное – крайне разбалансированный спорт: в нем победил культ прыжков. Разрывы в базовой стоимости программ сейчас такие, что отыгрываются только прыжками. Спортсмены заканчивают карьеры просто потому, что не способны освоить какой-то прыжок. По сути, «сможешь ли ты соревноваться» – это не про «сможешь ли ты соревноваться всем набором элементов, которые оцениваются в фигурном катании». А про «сможешь ли ты осилить набор прыжков».
Четверные прыжки погубят фигурное катание? Спорим о том, как гонка за техникой изменила спорт
Заканчивая карьеру, Флоран Амодио сказал: «Никакого удовольствия от этого ухода я, конечно, не получаю. Но я не чувствую себя способным прыгать четверные, а сейчас три четверных в программе – уже норма. Пришло время уйти».
Чуть позже уже Хавьер Фернандес задал ISU риторический вопрос, почему его обыгрывают молодые квадисты без скольжения и зачем он вообще тратит время на совершенствование собственного катания.
В какой-то момент люди с лучшей техникой стали автоматом получать лучшие оценки за компоненты. И вообще, в фигурном катании бросили оценивать что-либо кроме прыжков.
Хотя это соревнования каждым элементом: музыкой, костюмами, натянутыми улыбками, продирающимися сквозь тоналку на лицах, красными помадами, мускулами – все подлежит сравнению. Спорт – не в том, чтобы с капустной гримасой констатировать «ну, четверной – это больше, чем тройной». Тот спорт, что заложен в фигурное катание, – это шанс и смелость сравнивать несравнимое: та красивее чем эта, а тот мощнее чем этот.
Какой костюм идет к этой музыке, у кого хуже вкус, кто недоиграл лицом и в достаточно ли кульминационное место в программе поставлен прыжок.
Сейчас считается невежливым сравнивать красоту, внешность, вкусы, стили и вообще перфомансы. Надо говорить «все такие, какие есть» и «давайте ценить и маленьких, и больших, и толстых, и дрищей». Diversity. Чтобы никого не обижать, фигурное катание сосредоточилось на подсчете оборотов.
Судейство в фигурном катании напрягает: манипуляции с ребрами и недокрутами, нельзя подать протест, нет объяснений
***
Идея Бьянчетти хороша второй частью – превращением произвольной программы в компонентную. Если в короткой мало что изменится (кроме объема), то в произвольной мы наконец-то получим возвращение великой идеи: где выигрывают не оборотами, где обороты – лишь часть чего-то большего. Именно произвольная, по Бьянчетти, остановит безумную гонку за квадами и поставит их на то место, которое они и должны занимать. Знаю, квады сложнее, чем хореография. Отлично, а ядерный реактор сложнее чем киносценарий – так зачем ходить в кино?
Здесь, конечно, есть соблазн все испортить. Мы так любим делать то, что я называю «слушать Coldplay с калькулятором» – искать сложное в человеческом.
Возможно, вся загадка современного фигурного сдвига кроется лишь в том, что в судейской панели банально нет людей, которые оценивали бы компоненты отдельно – их оценивают те же ребята, что и технику.
В ISU как-то поднимали этот вопрос, но увеличение бюджета на судейство – не в приоритете. Если сейчас наблюдается ужас в духе «а-почему-бы-не-поставить-Щербаковой-девятки-за-компоненты», где гарантия того, что судьи не продолжат подгон баллов за компоненты под техническую оценку, только уже в другой пропорции?
Гарантий нет. Все скучные разговоры о судействе должны заканчиваться легендарным твитом Меган Дюамэль: «Вы когда-нибудь разговаривали с технической панелью? Есть 3 человека в панели. Двое думают, что уровень – второй, а еще один – что уровень – четвертый. На следующем соревновании – полностью другая панель. Один судья видит второй уровень, другой – третий, а еще один – четвертый».
Исключать человеческий фактор нельзя. Но идея Бьянчетти – правильная в политическом смысле. Как манифест. Фигурное катание должно вспомнить, чем программы отличаются от разминок в зале.
Есть, конечно, еще один нюанс. Как и любой чиновник, Фабио не признает даже маленького процента бредовости в собственных идеях прошлого. «В будущем» ISU все еще может полностью разделить программы в парном и одиночном катании на техническую и артистическую, причем за каждую давать полноценные медали.
Будем считать, что это тоже человеческий фактор.
Телеграм-канал Кузнецова – один большой человеческий фактор
Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Gregory Shamus, Dennis Grombkowski; РИА Новости/Владимир Песня; globallookpress.com/Fotoarena/ZUMAPRESS.com; fc-zenit.ru; globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)