Уже вышло три части «Фигурное катание в мировом изобразительном искусстве». Я даже представить не могла, что вам настолько понравится данная рубрика, что последняя часть не просто не упала в статистике лайков и просмотров, но и стала самой популярной из всех. Поэтому я решила как-то разнообразить рубрику, поэкспериментировать. Не переживайте, часть с классической живописью тоже будет. А пока давайте на примере фигурного катания разберемся с направлениями в изобразительном искусстве, возникшими в последние сто лет.
Абстракционизм
Термин происходит от латинского слова abstractio, что переводится как «отвлечение», «удаление».
Это направление стремится уйти от классических канонов изобразительного искусства и дать волю неосознанному и хаотичному, кажущемуся на первый взгляд нелогичным. Абстракционизм — весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.
Давайте всмотримся в картину Томмервика «Пара фигуристов».
Чтобы из хаоса непонятных линий и геометрических фигур сложился рисунок, необходимо приглядеться. Сначала замечаешь коньки, затем понимаешь, что на картине изображена фигура, и только потом пазлы складываются в единое целое — пара слилась в страстном поцелуе на льду. Абстракционисты не приносят нам, как на блюде готовые изображения, они хотят, чтобы мы увидели все сами.
А вот тоже пара фигуристов на льду. Автор Альфред Гокель.
Мне очень нравится это изображение. Оно самодостаточно в своей простоте. Казалось бы неаккуратный росчерк чернильного пера — и вот уже партнерша словно парит надо льдом в руках у своего партнера. Плюс, рисунок похож на какой-то замысловатый китайский иероглиф.
В этой же серии картин есть изображение «Танцевальный дуэт». Хоть оно не имеет никакого отношения к фигурному катанию, пусть будет. Прекрасное в малых формах.
Кубизм
Модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
Для этого направления я нашла очень любопытный пример, автором которого является современный художник Рил Бенн. Картина называется «Ледяной ангел». Как пишет сам художник — эта картина была создана после олимпиады в Ванкувере. И стала для него вторым опытом изображения фигурного катания в форме кубизма. Первая же попытка была создана под впечатлением от выступления Оксаны Баюл.
Ар-деко
Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925). Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
В этом направлении нам интересны работы художника и иллюстратора Рене Винсента, который творил в 20-30-ые годы XX века. Он прославился своими плакатами. У Винсента был особый стиль дизайна, искажающий перспективу и динамизм. Он был влиятельным в движении ар-деко в период между двумя мировыми войнами.
Давайте взглянем на коллекцию его роскошных леди на коньках, словно сошедших со страниц модных журналов того времени.
Пин-ап
Произошло от английского to pin up, что буквально переводится как «прикалывать». То есть речь пойдет о плакатах, прикрепляемых на стены.
Это изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. В русском языке употребляется для обозначения конкретного стиля американской графики середины XX века. Хоть история возникновения данного направления прослеживается еще в XIX веке, термин появился только в 1941 году. Пин-ап стал популярен благодаря Второй Мировой войне, когда американские военные отправляясь на войну, брали с собой журналы и изображения соответствующего содержания.
Многие американские летчики украшали свои самолеты рисунками в стиле пин-ап.
Не удивительно, что фигурное катание с красивыми короткими платьями спортсменок не осталось не замеченным. Рисунков в интернете масса, но давайте остановимся на примерах видных авторов данного стиля.
Джиллет Элвгрен
Джордж Петти особенно любил изображать девушек на коньках. Еще очень любопытное замечание, что художник в своих изображениях будто объединил фигурное катание и балет. На ногах у девушек пуанты с лезвиями. Такое допущение добавляет ножкам красоток изящества.
Поп-арт
Перед тем как рассказать вам об этом направлении, давайте взглянем на эту картинку, найденную на просторах интернета.
Ничего она вам не напоминает? Если нет, то давайте я вам расскажу про такое направление в искусстве как поп-арт. И вы все поймете.
Это направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, которое в качестве основного предмета и образа использовало образы продуктов потребления. Фактически поп-арт подменил традиционное изобразительное творчество на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира. Вот тут давайте вновь посмотрим на картинку показанную выше, а потом взглянем на оригинал. Энди Уорхолл и его «Банки с супом Кэмпбелл». Кто угадал, тот молодец.
За всю его карьеру этих банок с супом накопилось целое изобилие: первоначально плакаты с банками супа исполнялись в технике живописи: «Банка с супом Кэмпбелл (рисово-томатный)» , 1961, а с 1962 года — в технике шёлкографии («Тридцать две банки супа Кэмпбелл», «Сто банок супа Кэмпбелл», «Двести банок супа Кэмпбелл» — все 1962). Рисунки банок в ярких тонах стали «визитной карточкой» Уорхола.
А вот изображение фигуристов в стиле поп-арт.
Поп-арт неоднократно подвергался критике со стороны деятелей искусств и художественных критиков. Влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер высказал мнение, что по своей сути поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности».
Но несмотря ни на что поп-арт остается одним из направлений в изобразительном искусстве. И не его вина, что он является отражением одной из сторон современной эпохи: вульгарности и общества потребления.
Вот такой у меня получился эксперимент. Спасибо всем тем, кто ставит лайки, комментирует и подписывается на блог. Такой приятной реакцией вы дарите мне вдохновение придумывать для вас что-то новое и интересное в это серое межсезонье!
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)