Гостем прямого эфира в нашем фигурном инстаграме стала Елена Радионова – призер ЧМ-2015 и двукратная вице-чемпионка Европы.
В сентябре она объявила о завершении карьеры, а в прошлые выходные выступила с показательным номером на этапе Кубка России в Москве. Ниже – главное из разговора с Радионовой – о прыжках, лишнем весе, диетах, музыке и особом мире фигурного катания.
***
• Летом открыла для себя теннис, вейкборд. Мы катались на водной доске, были любительские соревнования – начала осваивать водные виды. Сейчас в моей жизни немного не хватает экстрима – выброс адреналина произошел именно на соревнованиях. Сейчас у меня спокойная, ровная жизнь – иногда хочется всплеска эмоций.
• Была бы возможность, я бы сейчас рванула на море, в теплые края – давно там не была. Но летать опасно, я стараюсь соблюдать правила, ходить в маске, перчатках.
Очень соскучилась по Европе, хочется во Францию… В моем топе стран на первом месте идет Япония: это абсолютно другой мир, другие люди, другой менталитет. Плюс у меня очень теплые воспоминания, связанные с фигурным катанием – там преданные болельщики, у меня всегда было хорошее настроение.
Европу очень люблю. Хочу побывать в Париже – мне кажется, мне там понравится. Еще очень нравится Швейцария, именно небольшие города в горах, где можно покататься на лыжах. На Мальдивах прекрасно, включу их в топ любимых мест.
• Я откатала шоу «Золушка» у Евгения Плющенко (зима-2019/20) и после этого не каталась. Но я выходила на лед – ставить программы, работать. Я обрадовалась, что федерация позвала прокатать показательный номер в честь того, что я заканчиваю карьеру.
Это очень неожиданно, потому что не для многих делают такие мероприятия – эмоции переполняли, спасибо за эту возможность. Когда заканчиваешь, скучаешь по этой атмосфере, публике. А тут я еще так попала: это были соревнования, а не шоу… Подходя к катку, вспомнила волнение, даже запах катка – соревновательный. Завязывала коньки в раздевалке и понимала, что волнуюсь наравне с девочками, которым сейчас выходить на лед. Хотя, казалось бы, ну что волноваться?
Непередаваемые эмоции, которые, я не знаю, где еще в жизни можно найти.
• Мне кажется, я закончила тогда, когда была готова к этому. Конечно, грустно пересматривать выступления. Но когда выходишь из спортивной жизни, то понимаешь: вокруг абсолютно другая жизнь, в другом темпе. В первое время тяжело подстроиться: просыпаешься – а тебе не надо к 10:00 на каток. И думаешь: что такое, чем заняться, что дальше? Этот промежуток, когда ты не знаешь, чем заняться, он немного пугающий.
• Для меня соревнования были стрессом, готовиться к ним психологически начинала за неделю. Была такая концентрация, что после я была просто как выжатый лимон. Это концентрация: ты думаешь о соревнованиях, они тебе снятся. И ты понимаешь, что вот – ты должен уже готовиться к новым, а у тебя еще ни тело, ни голова не готовы. Едешь в прострации: тебе нужно снова собираться, катать эту же программу день ото дня – но внутренне не можешь собраться. Мне надо было несколько дней, чтобы отойти.
• Катать программу весь сезон не надоедает. Бывает, что на тренировках рутина – одно и то же, раскатка, разминка. Я тренировки не очень любила, я любила выступать – хоть это и был стресс. Ты катаешься на публику, заряжаешь всех эмоциями, публика заряжает тебя; этот обмен энергией – мое любимое.
Я любила, когда на тренировки приезжала федерация. Это частая практика: федерация и судьи приезжают и смотрят, как готов спортсмен. Оценивают уровни дорожек, вращений, говорят замечания – и ты должен что-то исправить. Такие тренировки я любила, потому что они приближены к соревнованиям. Снова родное волнение… Я люблю кататься для кого-то.
• В нашем спорте, в художественной гимнастике девочкам надо себя держать в ежовых рукавицах в питании. У меня это вылилось в некие проблемы, которые пришлось перебарывать. Было много слез, потому что понимала, что где-то не могу справиться: фигурное катание идет вперед, а ты завис на одном месте.
Набор веса – это потеря координации, прыжок чуть ниже на один сантиметр – и он пропадает, это влияет на крутку. Если в каком-то месте прибавилось, получается другая ось у тела. Буквально любой миллиметр влияет на технику. Чем ты легче, тем тебе и легче катать программу по дыханию, по физической части. У нас это один из ключевых сегментов подготовки.
• Я не люблю слово «диета» – девочкам ни в коем случае нельзя говорить «зашейте рот». Потому что это сразу психологически откладывается в голове. Нужно сходить к специалисту, который пропишет рацион питания, можно посмотреть, что с организмом, с гормонами.
Ни в коем случае нельзя худеть так – закрыл рот и день не ешь. Понятное дело, что после шести лучше не есть – это мы все знаем. Но какие-то кардинальные меры – это неправильно. Должно быть сбалансированное питание. Ты не должен есть фаст-фуд, шоколадки. Сейчас столько придумали полезных сладостей, что можно все заменять спокойно.
К фаст-фуду я спокойно отношусь. Например, сладкое, булочки – я люблю. Фаст-фуд я могла в детстве съесть, когда еще можно было – лет в 10. А так я лучше съем котлету, чем бургер – мне это не по душе. Если выбирать фаст-фуд или шоколадку, конечно, я выберу шоколадку.
Я очень переосмыслила питание, потому что после спорта ты понимаешь, что тебе можно все. Были такие дни, когда ты мог спокойно все съедать – и никто за тобой не следит. Но со временем ты понимаешь, что твой организм – не помойка, ты – то, что ты ешь. Очень важно любить себя. Когда захочешь съесть какую-нибудь гадость, надо вспомнить, что это всегда может отразиться на твоем теле или на коже.
Фигуристам так важно быть худыми? Борьба за прыжки доводит до анорексии
• Все истории, связанные с весами, для меня абсолютно не смешные. Последние сезоны меня каждый день ставили на весы – и ни грамма больше. Это как психологическая травма. Не дай бог лишние 200 грамм. Еще утром дома взвешиваешься – у тебя один вес, а потом когда расходишься, приезжаешь в ЦСКА – у тебя показывает больше. Думаешь: да что ж такое? Я уже стала утром фотографировать и высылать тренерам, чтобы они поверили, что я была меньше.
Меня наказывали, не пускали на лед – как раз в последний сезон, когда все шло не очень хорошо. Кроссы устраивали. Все как у всех.
• Я бы очень хотела быть хореографом. Но, конечно, если попросят посмотреть технические элементы – не откажу. Для меня пока большая ответственность брать группу и вести ее, мне надо еще набраться опыта.
Мне с детства говорили: ты такая танцевальная, ты слышишь музыку. Мне нравится придумывать образы под музыку. Например, услышала в машине интересную мелодию – сразу думаю: м-м-м, что можно под это поставить, какую интересную хореографию сделать? Люблю смотреть ролики, которые связаны с танцами – оттуда можно столько всего взять. И со мной такие мастера работали, что у меня колоссальный опыт – я просто обязана поделиться с детьми.
«Будущее за тем, чтобы самим писать музыку для топовых ребят». Хореограф Никита Михайлов – о невидимой работе в фигурном катании
• Я считаю, что в фигурном катании уже пора делать более современные программы. Да, когда ты катаешь классику – это другой уровень. Но когда 10 из 10 человек катают классику или просто ту музыку, которой миллион лет, это немного неинтересно. Я за программы, которые запомнятся всем, делать интересные костюмы, фишки. Но нас правила подталкивают к определенным рамкам. Было бы больше свободы, то было бы и больше ресурсов для фишечек, чего-то нового.
Мне кажется, фигурное катание сейчас, как гимнастика, где больше ценятся технические элементы, а вторая оценка отходит на второй план. Как бы ты классно ни владел коньком, ты не наберешь оценку выше, чем человек, который прыгает четверные. Я считаю, что фигурное катание нужно подавать как что-то развлекательное, потому что порой зрители немного скучают на трибунах.
• У меня была поставлена программа под рэп – очень крутая! Мне жалко, что публика ее не увидела. Мы с Петей Чернышевым решили ставить ее спонтанно.
Эта мое детище: сами придумали из ничего. Я люблю певицу Эми Уайнхаус, предложила Пете: может, что-то такое попробовать? Он начал в компьютере включать песни, и в одной из версий мы услышали этот рэп – и посмотрели друг на друга: блин, возможно, это будет круто.
Начали пробовать шаги. Одна часть была – из песни Эми Уайнахаус, а другая часть, где дорожки, вращения, это рэп. Эти шаги под рэп – что-то новое в фигурном катании. Я один раз катала программу на контрольных прокатах. Тогда она еще сырая, это не выступательный вариант – только начали накатывать. Думаю, программа, понравилась бы всем. Я чувствовала ее и кайфовала.
🎻Музыкальный текст про фигурку: почему выбирают «Кармен», хотя разрешен рэп? И что с авторскими правами?
Когда программа нравится, ты даже не устаешь ее катать. Бывает, в конце уже такой: ну когда она закончится, ноги затекают, задыхаешься. А тут мурашки по коже. Такое у меня пару раз было на соревнованиях, когда я катала «Титаник».
• Часто бывает, когда ты в программе уходишь в полет фантазии, отдаешь все эмоции, то концентрация уходит на второй план. Нужно себя немного приземлять и помнить, что у тебя есть еще элементы. Тренеры мне всегда говорили: ты должна делать дорожку эмоционально, но все равно помнить – концентрация, концентрация. Но у меня-то концентрация начиналась за неделю до соревнований.
• Для меня самый сложный прыжок – дупель (двойной аксель). На тренировках мы как-то пробовали аксель 3,5 оборота – понятно, что до 3,5 там было очень далеко. Но я перестала чувствовать, сколько я кручу в воздухе.
А у меня такая фишка: все прыжки я прыгаю с закрытыми глазами. Можно посмотреть по фото с соревнований: во время прыжка кто-то с открытыми, кто-то с закрытыми – у всех смешные лица. Все тройные прыжки я делала с закрытыми глазами, а дупель с открытыми – потому что я хоть как-то в воздухе пыталась понять, сколько кручу.
Его я всегда прыгала с небольшого хода. Было пару раз, что я набирала ход и абсолютно не чувствовала музыку, как вылетаю, как нахожусь в воздухе. Поэтому прыжок был не очень смотрибельный. Вообще, он очень красивый, на два-три метра, с красивым выездом – но он мужской, а не женский.
Многие одиночницы побаиваются, прыгают с маленького хода, у многих с ним проблемы. Очень коварный прыжок.
• Хозяйственная ли я? Я к себе строго отношусь, и мне кажется, что можно было лучше. Я ненавижу убирать санузел. Спокойно могу протереть пыль, пропылесосить. Но мыть санузлы – это прям… Мне надо настроиться, а потом делать. Судить не мне, а тем, кто со мной живет. Дома все чисто, еда готова – никто не жалуется.
Полюбила готовить, тем более когда столько рецептов, правильного питания, мама подсказывает. Мама очень вкусно готовит – не знаю человека, у которого еда вкуснее. Когда я закончила кататься, как раз начала знакомиться с кухней: мама, а как у нас включается духовка, а как посудомойка? Это, конечно, смешно… Так нельзя было. Сейчас с кухней на ты, мы друзья.
• Я часто сижу в тиктоке, но сама видео не записываю. Мне кажется: когда я что-то делаю – выглядит настолько глупо, непонятно, неестественно. У многих получаются прикольные танцевальные видео, а мне вечно не нравится: то фон не такой, то свет, то движения не те.
Я к себе очень критична. Когда комментировала, думала: ужас… Не могла слушать свой голос, хотя мне говорили: у тебя классно получается.
• Не зря говорят: фигурное катание – одна большая семья. Я кайфовала от этой атмосферы: новые знакомства, соревнования, мероприятия – я все это очень любила. Любила выступать на публику – да, давалось нелегко, но я ценила и ценю болельщиков, которые меня до сих пор поддерживают.
Вернуться и комментировать вместе с Юлей Липницкой? Я бы с удовольствием.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; Instagram/lenok_radionova
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)