Произвольный танец Татьяны Навки и Николая Морозова на Олимпиаде-1998 еще не закончился, но на арене один за другим гасли прожекторы. К концу выступления светили лишь несколько, но пара невозмутимо докатала номер.
Навку с Морозовым не считали танцевальной элитой, выдающегося результата в Нагано от них не ждали; но к судьям все равно оставались вопросы – разглядели ли они прокат в полутьме? По каким признакам оценили чистое выступление 16-м результатом?
Эта история спровоцировала большие изменения в правилах: после разбирательств ввели обязательные элементы для произвольного танца, штрафы при падениях, формальные требования к прокату. Ирония в том, что и спустя 20 лет танцы не смотрятся понятнее и прозрачнее – вероятно, правила здесь просто не работают.
***
Карьера Татьяны Навки тоже складывалась против правил: она видела себя одиночницей, мечтала о славе как у Елены Водорезовой (призера чемпионатов Европы и мира – Sports.ru) и совсем не думала о танцах.
«Когда папа купил ролики, я стала кататься на них во дворе. У меня сразу так хорошо получилось – просто встала и поехала, а потом родители решили сводить меня еще и на каток. Мама мечтала вслух: «Ты будешь у меня чемпионкой!» – вспоминала Татьяна.
Под руководством первых тренеров – Тамары Ярчевской и Александра Рожина – Навка выиграла чемпионат Украины среди юниоров. Отличный старт, но потом девочка пошла в резкий рост – и прыжковая техника развалилась. Тренеры посоветовали ей танцы на льду – переезд из Днепропетровска в Москву, по сути, означал признание: о карьере одиночницы можно забыть.
Новый тренер Навки Наталья Дубова определила, что прыгать действительно уже не стоит – у Татьяны появились партнер Самвел Газалян и планы на Игры-1994 в Лиллехамере.
Хочешь выиграть Олимпиаду – выбирай напарника раз и навсегда: истина для чемпионских связок, но у Татьяны все не так. Дуэт с Газаляном сначала казался удачным: они быстро попали в сборную СССР, успешно выступали на международных турнирах, выиграли Skate America и Nations Cup.
Марина Анисина – фигуристка, которая поднимала партнера в танцах. Эта поддержка олицетворяла свободу
На дебютной Олимпиаде Навка и Газалян едва не вошли в десятку; а 5-е место на ЧМ-94 и 4-е на Евро-95 серьезно подняли их рейтинг. Но снова вмешался случай: знакомство Навки с Александром Жулиным в США, где тренировались все пары Дубовой.
Жулин – на тот момент уже состоявшийся спортсмен – вспоминал: «Сталкиваясь на тренировках, мы с Таней, как дураки, постоянно улыбались друг другу. А через месяц разговорились, и стало понятно: мы очень близки – по эмоциям, взглядам, энергетике. В общем, это была любовь».
Жулин старше Навки на 12 лет; тогда он готовился к Олимпиаде в Нагано с партнершей и женой Майей Усовой. Навка очевидно мешала процессу: внутри пары Жулина наметился разлад, да и брак вскоре распался. Чтобы успокоить ситуацию, Дубова отправила Навку с Газаляном на тренировки в Москву, но и их пара уже рассыпалась. Татьяна вернулась в США к Жулину.
Теперь Навку подхватила тренер Наталья Линичук; по ее решению образовался дуэт Татьяны с Николаем Морозовым. За два сезона сотрудничества толком не получилось – после главного проката в Нагано пара распалась. Линичук, легко жертвуя существующими связками, тасовала участников, если ее не устраивал результат.
После Морозова Татьяну поставили с Романом Костомаровым, но и этот дуэт тренер поначалу считала бесперспективным.
«В какой-то момент Роман сказал: «Знаешь, Тань, я ухожу к другой партнерше». Я была в ужасе и шоке. Ну, ссоримся мы, ну, а кто не ссорится? Нет таких пар. Иду к нашему тренеру Наталье Линичук, она передо мной глотает успокоительные таблетки: «Боже мой, моя девочка, как же так?! Я с ним поговорю». А впоследствии выяснилось, что смена партнерши – инициатива именно тренерского штаба», – вспоминала Навка.
В 2000-м она вышла замуж за Жулина – как раз в этот период Костомаров работал с новой партнершей Анной Семенович и постепенно осознавал, что сделал неверный выбор. А Татьяна, погрузившись в семью, уже думала о завершении любительской карьеры.
«Будь я на тот момент одна, нашла бы нового партнера и каталась дальше. Но рядом со мной был Саша, и потому я решила: пора рожать. И стоило мне задуматься на эту тему, как я забеременела! Хотя многим спортсменкам для этого приходится лечиться годами — фигурное катание ведь трудный вид спорта. Муж был счастлив: наконец-то у нас будет ребенок!» – рассказывала Татьяна.
После одного сезона с Семенович Костомаров, извинившись, вернулся к Навке – уже молодой маме. Простить такое предательство – во многом авантюра, но Татьяна, которую все еще будоражила мечта об олимпийском золоте, согласилась.
Плющенко уверен, что проиграл Олимпиаду Ягудину из-за колдуна. Он загипнотизировал Евгения от бортика – и это привело к падению
***
После рождения дочери к Навке быстро вернулась форма: сначала она каталась с мужем, но поняла – это не вариант. Поэтому возвращение Костомарова случилось очень вовремя – подготовку к Олимпиаде-2002 они начали под руководством Жулина.
«Мало того, что жену тренировать очень сложно, потому что ты потом идешь с ней домой – еще сложнее было тренировать Костомарова. Никто не хотел уступать, а я между ними метался: Тане рассказывал, что все проблемы из-за него, а ему – что из-за нее. Но лучшие моменты наступали, когда я ругался с обоими. Тогда они объединялись, брались за руки и делали все мне назло. И шла роскошная работа. «Тренер плохой, а мы хорошие» – это очень эффективная формула», – вспоминал Жулин.
Под его руководством Навка и Костомаров дважды становились чемпионами мира, трижды – чемпионами Европы и съездили на две Олимпиады: Солт-Лейк-Сити-2002 (9-е место) и, конечно, золотой Турин-2006.
Паре очень повезло: с другим – более опытным – тренером потенциал вряд ли бы раскрылся на максимум. Дело в том, что Навка и Костомаров работали слишком нетипично для танцев, и именитый тренер наверняка принимал бы эти особенности за недостатки – и исправлял.
Подача любой программы от Навки и Костомарова напоминала классический танец – основные ходы и связки строились так, будто действо происходит не на льду, а на паркете. Это заметно не только в обязательном и оригинальном танцах, но и в произвольном – это их фирменный прием. Не только в движениях и позах, но и в костюмах – от Розовой Пантеры и Майкла Джексона до Тоски. Платья Татьяны намекали: спортивные бальные танцы и танцы на льду значительно ближе, чем кажется.
Бросалась в глаза яркая индивидуальность не только партнерши, но и партнера – хотя обычно все устроено не так. Татьяна в амплуа сексуальной красавицы по законам жанра должна затмевать партнера, но Роман – исключение. В паре он был не безликим дополнением для поддержек и вращений, а исполнителем характерной роли, причем всегда справлялся.
Кульминация – конечно, произвольный танец в Турине: Татьяна в образе Кармен, плюс сильная роль тореадора у Романа. Полноценный спектакль, а не соло-номер героини по канону.
Пару ругали за легкомысленность, излишнюю театральность, вычурные костюмы или совсем мелкие детали – вроде голой спины Тоски или светлых локонов цыганки Кармен.
Татьяна бойко парировала любые придирки, даже про цвет волос:
«Есть такой стереотип, что Кармен должна быть брюнеткой. Хотя, насколько я знаю, у Проспера Мериме не было упомянуто о цвете волос. Говорилось о черных бровях, длинных пальцах… Да, испанка подразумевает в себе цвет волос, но в целом, конечно, это идет изнутри. Та харизма, та энергия, которую я переживаю, надеюсь, каждая женщина поймет, почувствует и увидит свою Кармен в себе».
Неудивительно, что, преодолев стереотип о бесперспективности пары и неопытности тренера, Навка и Костомаров взяли золото в Турине: не всегда нужно слепо следовать традициям, порой можно изменять правила под себя.
Возможно, прокат в Нагано с гаснущими прожекторами был знаком? Что миру пора измениться и принять новые правила для будущих героев.
Знаете, кому больше всех заплатили за шоу с Загитовой? Не Алине и не Навке, а замначальника «Хрустального» (8 млн) – он указан артистом
Телеграм-канал автора: там еще больше про фигурное катание
Фото: East News/AP Photo/Alexander Zemlianichenko; globallookpress.com/Alexander Wilf/Russian Look; navkastar.icebb.ru; Gettyimages.ru/Vladimir Rys/Bongarts, Robert Laberge, Guang Niu, Stuart Franklin, Tom Hauck, Christof Koepsel/Bongarts, China Photos
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)