Ютуб-канал Международного союза конькобежцев (ISU) включил ностальгию: в течение ближайшей недели здесь показывают Финал Гран-при-2015, который принимала Барселона.
Это действительно было запоминающееся зрелище.
Первый топ-турнир Медведевой: скачок компонентов, чувственные слова Тутберидзе
Взрослую карьеру Евгения Медведева начала эффектно: легко выиграла один этап Гран-при, завоевала серебро на втором. Ее компоненты росли от старта к старту: на дебютном турнире сезона – Мемориале Непелы – ей поставили 27,36 в короткой и 58,40 в произвольной, а в финале Гран-при уже 34,38 и 72,37 соответственно.
Барселонские прокаты Медведевой выглядят милым ретро после заруб Трусовой, Щербаковой и Косторной: там нет прыжков сложнее тройного лутца (с неясного ребра) и каскадов с риттбергером. Зато программа «Слышу / не слышу», которую сначала предлагали Липницкой, стала настоящей находкой: Татьяна Тарасова изумлялась, зал приветствовал Медведеву стоя, а фигуристка с восторгом рассказывала о языке жестов, который использован в постановке.
«Получилось очень оригинально, за что спасибо постановщикам, хореографам и тренерам. Говорю я следующее: «Я вас не слышу, у меня идут мурашки от того, что я вас чувствую сердцем, я вас не боюсь, я вам открываюсь».
Тогда казалось, что тандем Медведевой и Тутберидзе – это навечно. В кисс-энд-крае они в обнимку радовались личным рекордам, а в документальном фильме «1+1» обычно непроницаемая Этери вдруг расчувствовалась: «Когда Женя выходит на лед, часть моей души отправляется туда вместе с ней».
У юниорок в Барселоне тоже вышел отличный турнир: до полного российского пьедестала не хватило 0,54 балла. Золото выиграла Полина Цурская: помните сумасшедшую высоту на ее тройном лутце? В тот момент не возникало сомнений, что Полина поедет на Олимпиаду-2018, но из-за травм золото юниорского ФГП-2015 осталось главной победой в ее карьере.
Второе место Марии Сотсковой тогда тоже выглядело закономерным. Ее карьера сложилась успешнее, чем у Полины: до нокаута от нового поколения Тутберидзе она взяла серебро ЮЧМ, взрослого финала Гран-при и съездила на Олимпиаду.
Лучший прокат в карьере Столбовой и Климова
Финал спортивных пар собрал не 6, а 7 дуэтов: из-за теракта во время французского этапа отменили произвольную, а для его участников добавили дополнительную квоту. Правда, количество пар на расклады не влияло: в Барселоне были Столбова/Климов и все остальные.
После сочинской Олимпиады, где Ксения и Федор выступили настолько классно, что многие болельщики до сих пор жалеют об упущенном золоте, их карьера пошла на спад. Новая программа под «Нотр-Дам де Пари» оказалась бледной копией прошлой «Семейки Адамс»; золото Европы упустил Климов, навернувшись с выброса на последних секундах произвольной; с ЧМ дуэт снялся, чтобы разучивать четверной выброс (который зрители в итоге так и не увидели).
Сезон-2015/16 обещал перезапуск карьеры Столбовой и Климова – иначе они окончательно выключались бы из борьбы с канадцами, немцами и китайцами.
Короткую программу Ксения и Федор заказали у Николая Морозова под I Put a Spell on You: постановка была ответом на упреки в отсутствии дуэта – порой они катались как два одиночника. Над произвольной работали с Сергеем Полуниным, а музыку – саундтрек к фильму «Неизвестный известный» – нашла сама Ксения.
«Это современный танец, модерн. В этой программе акцент сделан на хореографию, а не на образы. Пусть каждый зритель смотрит и фантазирует. Это как сочинение на свободную тему. В процессе подготовки программы я пересмотрела все мюзиклы на Бродвее, изучила в интернете практически все по теме «современные танцы», видела много разных записей», – рассказывала Столбова.
От четверного выброса пара отказалась, вместо него усилившись каскадом из двух тройных и одного двойного тулупа. 154,60 за произвольную в Барселоне – всего на 0,06 меньше мирового рекорда, установленного Волосожар и Траньковым еще до Олимпиады в Сочи.
Смотреть прокат Столбовой и Климова нужно с комментариями Татьяны Тарасовой: так сильно она не переживала, кажется, со времен ягудинских выступлений в Солт-Лейк-Сити, а до женской произвольной в Пхенчхане оставалось еще три года.
День, когда фигурка раскололась: Медведева проиграла Олимпиаду, Тарасова плакала в эфире и называла Загитову малОй
«Невероятно. Какая программа, какое Морозову спасибо. Какая красота, какая сила! Ясно, что они выиграли – они на две головы были выше. Композиция, элементы – изумительно. Они просто вынимают кишки», – восхищалась Тарасова.
Для Ксении и Федора это выступление так и останется лучшим в карьере, а золото Финала – последней победой. В следующем сезоне они пытались повторить успех «Неизвестного известного» и вновь обратились к модерну с программой про эндогенную депрессию, которая не выстрелила.
Еще через год партнершу не пригласили в Пхенчхан, в сентябре 2018-го карьеру завершил Климов, а в феврале 2020-го – Столбова.
Безупречный «Сеймей» от Ханю, которому кланялся даже Хавьер Фернандес
Если вы смотрели мужские прокаты в Финале Гран-при в 2015-м, точно завидовали зрителям.
Все началось в короткой программе: Фернандес не без ошибок, но по-испански эмоционально откатал «Малагенью», а Цзинь бился о каскад с четверным лутцем, который сейчас прыгают Трусова и Щербакова. Тогда это был настоящий трюк даже для мужчин.
Героем дня стал Ханю: он на 4 балла улучшил собственный мировой рекорд, набрал 49,14 из 50 возможных баллов за компоненты и впервые получил больше 60 за технику.
«В душе у тренера что-то переворачивается: ты не чувствуешь ни своих возможностей, ни его. Можешь думать о том, что прыгнешь в небо и там будешь делать то, что ты хочешь – спортсмен дает такую возможность», – восхищалась Тарасова.
Но главным событием Финала стала мужская произвольная: 4 фигуриста набрали больше сотни за технику, трое – 96+ за компоненты, Ханю второй раз в истории пробил 300 баллов (впервые он сделал это в том же сезоне – на японском этапе Гран-при).
Патрик Чан, который после сочинского серебра потерял мотивацию, пропустил сезон и провалил короткую программу в Барселоне, в произвольной воскрес и откатался без единой помарки – некоторые арбитры расщедрились на десятки во второй оценке.
Боян Цзинь пошел на 4 квада – если бы не юниорские семерки в компонентах (помните, как китайца вечно упрекали в деревянности?), он вполне мог дотянуться до пьедестала. Редкий случай: сумма баллов за два проката у Чана и Цзиня оказалась идентичной, но из-за более чистой произвольной выше оказался Патрик. Это не единственный раз, когда результаты канадца и китайца шли вплотную: на Чемпионате четырех континентов через два месяца после барселонского финала Боян проиграл Чану 0,38 балла – тогда они боролись уже за первое место.
Шома Уно в 2015-м с первой же попытки попал на подиум взрослого Финала Гран-при: бурно радовался после чистой произвольной и смеялся с Ханю на пьедестале. Татьяна Тарасова феномен японца объяснила лаконично: «потому что они там не лук чистят». Это был намек на фотографию Максима Ковтуна, где он чистил лук, стоя к зрителям татуированной спиной.
Ковтун – снова лучший: похудел на 15 кг, бросил соцсети и перестал чистить лук
Фернандес откатался почти блестяще: подвели только смазанный четверной тулуп и ребро на флипе. Для Хавьера это был суперважный прокат не только в контексте борьбы за золото: прошлогодний финал, который тоже состоялся в Барселоне, испанец провел слабо: падал, делал бабочки и удержался на втором месте только благодаря слабым прокатам соперников. Финал 2015-го для Хавьера тоже закончился серебром, но с другим настроением: до гроссмейстерских 300 баллов осталось совсем немного. Хорошо, что мы уже знаем будущее: в марте 2016-го Фернандес второй раз подряд станет чемпионом мира.
Последним стартовал Ханю – 4,5 минуты, которые объясняют, почему он решил вернуть для Олимпиады в Пхенчхане именно эту программу. 24 десятки за компоненты, беснующийся зал и Хавьер, кланяющийся его прокату – один из лучших прокатов «Сеймея» случился именно в Барселоне.
Русские одиночники до взрослого финала не добрались – вице-президент ISU Александр Лакерник, кажется, не слишком этому огорчился.
«Посмотрите, на этот праздник, который мы увидели в финале мужских соревнований. Насколько это здорово. Люди ничего не боятся. Они носятся по льду, прыгают по три, даже четыре четверных в программе. И это обычное для них явление. Что-то выходит, что-то нет. Но делают! Жаль, что наших фигуристов здесь не было. Но и не очень понятно, если бы кто-то из наших спортсменов зацепился за финал, то чем бы он здесь соревновался?».
Впрочем, юниорские соревнования давали надежду: там Дмитрий Алиев бился за золото с Нэтаном Ченом. В короткой, где запрещены четверные, они шли почти наравне: Алиев проиграл американцу чуть меньше двух баллов. В произвольной Нэтан дважды упал, но это ничего не меняло: Дима сделал на один квад меньше, а еще не скрутил оба акселя.
Рафаэль Арутюнян уже тогда ставил перед учеником грандиозные цели.
«Четыре прыжка у Чена есть. Не хватает соответствующей подготовки, но это другой вопрос. Дело в том, что Нэтан постоянно хочет выигрывать. У него это на лбу написано. Что я ему скажу – откажись от четверных? Зачем? Тем более вы сами видели тенденцию: в юниорском финале впервые в истории, если не ошибаюсь, все шесть участников не просто исполняют четверные прыжки, но делают это по два – по три раза в одной программе».
Без Пападакис и Сизерона, но впервые с синхронистами
Даже в консервативных танцах в тот год случилась интрига: чемпионы мира Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон пропустили этапы Гран-при из-за сотрясения мозга партнерши.
Без них финал выиграли канадцы Кэйтлин Уивер и Эндрю Поже: тогда они еще не знали, что первой парой страны им осталось быть полгода – летом в сборную вернулись Тесса Виртью и Скотт Моир.
Кэйтлин и Эндрю катали, возможно, самый недооцененный танец в карьере: трагичную программу под микс мелодий Макса Рихтера и Людовико Эйнауди. Над постановкой работали вместе с Петром Чернышевым: его выбрали не только из-за таланта хореографа, но и из-за высокого роста – так статному Поже было легче учить движения.
С русским хореографом поработали и другие финалисты – Майя и Алекс Шибутани. Постановка Чернышева под Coldplay по-новому открыла эту пару, а быстрые твиззлы в музыкальный акцент на каждом соревновании срывали аплодисменты.
А вот для юниоров Финал не стал счастливым: из 6 дуэтов сейчас существуют только два. Павел Дрозд ушел от Аллы Лободы, Бетина Попова – от Юрия Власенко; Рейчел Парсонс рассталась со спортом из-за расстройства пищевого поведения. Последними распались победители тех соревнований Макнамара / Карпентер: во время карантина партнер объявил о завершении карьеры.
Барселонский финал запомнился и фанатам синхронного катания: оно впервые было представлено на турнире такого уровня. Синхронисты отчаянно мечтают об Олимпиаде, но их вид каждый раз туда не пускают: слишком большие затраты на проживание команд и низкая популярность.
В фигурке – странная дисциплина: катаются женскими командами (но пускают мужчин) и мечтают об Олимпиаде
В Барселону пригласили 5 команд из разных стран, но разрешили катать только произвольную программу. Победил питерский «Парадиз»: для них золото финала стало не только первой серьезной медалью, но и поворотной точкой, после которой пришли победы и на чемпионатах мира.
Еще больше ностальгических постов о фигуристах в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Владимир Песня; East News/AP Photo/Manu Fernadez
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)